Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Подкастинг как инструмент реализации гуманистической миссии библиотеки

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-11-97-119

Аннотация

Тотальная цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества определила и изменение деятельности библиотек как информационных, социокультурных центров, путей реализации её гуманистической миссии по всестороннему развитию личности. Появление новых форм генерации, распространения и представления информации в интернет-пространстве стало причиной широкого использования библиотеками подкастов как инструментов для реализации коммуникации со своими реальными и потенциальными пользователями. Подкастинг как способ доведения достоверной информации до потребителя активно используется в радиовещании, журналистике, бизнесе, культуре, образовании. Несмотря на то, что для библиотек данная технология является инновационной, подкасты занимают в библиотечной деятельности всё более устойчивые позиции. Однако научных исследований, посвящённых данному направлению работы библиотек, немного. В статье приведены различные подходы к классификации подкастов; описаны возможности их использования библиотеками для продвижения книги и чтения, в качестве образовательного ресурса, как средства популяризации библиотеки и повышения имиджа библиотекаря; обоснована необходимость внедрения технологии подкастинга для реализации гуманистической миссии библиотеки. Отмечена потребность в проведении дополнительного детального изучения различных аспектов адаптации технологии подкастинга к практике библиотек, систематизации опыта, разработки подробных рекомендаций по созданию, использованию, продвижению подкастов применительно к библиотечной отрасли.

Об авторах

Н. М. Свергунова
Орловский государственный институт культуры
Россия

Свергунова Наталья Мирославовна – кандидат педагогических наук, начальник отдела аспирантуры и магистратуры, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Орловского государственного института культуры, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Орёл



О. А. Барма
Белорусский государственный университет культуры и искусств
Беларусь

Барма Олег Анатольевич – старший преподаватель кафедры менеджмента социально-культурной деятельности

Минск



Список литературы

1. Соколов А. В. Российские библиотеки на пороге постсовременности// Научные и технические библиотеки. 2020. № 5. С. 15–32. URL: https://ntb.gpntb.ru/jour/article/view/583 (дата обращения: 19.05.2022).

2. Агеева Г. М. Литблоги и подкасты как форматы книжного медиабытия // Библиосфера. 2020. № 1. С. 102–107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/litblogi-i-podkasty-kakformaty-knizhnogo-mediabytiya (дата обращения: 19.05.2022).

3. Журавлёва А. А. Подкастинговое вещание: структура, жанрово-тематическое разнообразие, особенности развития в социальной сети ВКонтакте // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 112–119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkastingovoe-veschanie-struktura-zhanrovotematicheskoe-raznoobrazie-osobennosti-razvitiya-v-sotsialnoy-seti-vkontakte (дата обращения: 19.05.2022).

4. Воинова Е. А., Сивякова Е. В. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 12. С. 104–120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkast-kak-novyy-format-publichnoykommunikatsii-v-usloviyah-tsifrovoy-mediasredy (дата обращения: 19.05.2022).

5. Тулупова Е. В. Скринкасты в дистанционном обучении пользователей библиотек // Менеджмент вузовских библиотек. Университетская библиотека в условиях цифровой трансформации: материалы XVIII Международной научно-практической конференции (Минск, 28–29 ноября 2018 г.). Минск : БГУ, 2019. С. 41–50. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/221172. (дата обращения: 19.05.2022).

6. Круглова Л. А. Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития // Меди@льманах. 2018. №1 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskieaudiopodkasty-stanovlenie-i-spetsifika-razvitiya (дата обращения: 19.05.2022).

7. O’Reilly Tim. What Is Web 2.0: Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. 2005. Oct. 30. URL: www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html (дата обращения: 23.06.2022).

8. Farivar C. 10 years of podcasting: Code, comedy, and patent lawsuits. Arstechnica, August 8. 2014. URL: https://arstechnica.com/business/2014/08/10-years-of-podcastingcode-comedy-and-patent-lawsuits/ (дата обращения: 23.06.2022).

9. Stulberg A. Podcasting is getting huge. Here’s why. Vox, December. 2015. URL: http://www.vox.com/business-and-finance/2015/12/15/10126144/serialpodcasthuge-hit (дата обращения: 23.06.2022).

10. Berry R. Serial and Ten Years of Podcasting: has the medium grown up? Radio, Sound and Internet Proceedings of Net Station International Conference. Ed. by M. Оliveira, F. Ribeiro. Braga: CECS (Centro de Estudos de Comunicação e Sociedade), 2015. URL: https://web.archive.org/web/20200704195706/https://www.academia.edu/16351759/Serial_and_ten_years_of_podcasting_has_the_medium_finally_grown_up (дата обращения: 23.06.2022).

11. Волкова Н. Н. Как феномен социальных медиа и цифровой контент меняют философию и технологию продвижения книги в библиотечной практике // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. Т. 220. Книга в медиапространстве: вчера, сегодня, завтра. С. 280–287. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kakfenomen-sotsialnyh-media-i-tsifrovoy-kontent-menyayut-filosofiyu-i-tehnologiyuprodvizheniya-knigi-i-chteniya-v-bibliotechnoy. (дата обращения: 19.05.2022).

12. Павлова С. А., Саитова В. И. Трансформация форм продвижения книги и чтения в медийном пространстве // Берковские чтения – 2021. Книжная культура в контексте международных контактов : Материалы VI Международной научной конференции (Гродно, 26–27 мая 2021 г.). Москва : Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр «Наука» Российской академии наук, 2021. С. 389–394. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45780262_10719277.pdf (дата обращения: 19.05.2022).

13. Пухальская В. Подкастинг – новый образовательный ресурс // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 130–133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkastingnovyy-obrazovatelnyy-resurs (дата обращения: 19.05.2022).

14. Володин А. А. Дидактические свойства и функции технологии подкастинга // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-svoystva-i-funktsii-tehnologiipodkastinga (дата обращения: 19.05.2022).

15. Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. 2022. № 1. С. 17–34. URL: https://ntb.gpntb.ru/jour/article/view/882 (дата обращения: 19.05.2022).

16. Brock Peoples and Carol Tilley. Podcasts as an emerging information resource. College & Undergraduate Libraries. 2011. № 18, 1. P. 44–57.

17. Smith D., Cook M. L., Torrence M. Making Disciplinary Research Audible: The Academic Library as Podcaster // Information Technology and Libraries, 2020. № 39 (3). URL: https://digitalcommons.usf.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1017&context=tlib_facpub (дата обращения: 19.05.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Свергунова Н.М., Барма О.А. Подкастинг как инструмент реализации гуманистической миссии библиотеки. Научные и технические библиотеки. 2022;(11):97-119. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-11-97-119

For citation:


Svergunova N.M., Barma О.A. Podcasting as an instrument to accomplish libraries’ humanistic mission. Scientific and Technical Libraries. 2022;(11):97-119. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-11-97-119

Просмотров: 2157


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)