Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Ежемесячный научно-практический журнал Научные и технические библиотеки = Scientific and Technical Libraries для специалистов библиотечно-информационной и родственных отраслей. Освещает деятельность библиотек, служб научно-технической информации, вузов культуры и искусств, издательских, книготорговых и других смежных организаций. Публикует статьи по всем направлениям библиотечно-информационной деятельности, таким как информационные технологии, теория и методология, терминология, история библиотек, повышение квалификации и непрерывное образование кадров, книговедение, а также аналитические обзоры и рецензии на новинки профессиональной литературы.

«НТБ» входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендуемых ВАК для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание учёной степени кандидата и доктора наук, и в базу данных научного цитирования "Emerging Sources Citation Index" Web of Science Core Collection.

Ежегодно в № 12 журнала помещаются систематический и авторский указатели всех материалов, опубликованных за год.

Тематика публикаций журнала постоянно расширяется – в соответствии с развитием библиотечно-информационной деятельности.                                                                                               

Все материалы, поступающие в редакцию, рецензируются и рассматриваются на регулярно проводимых заседаниях редакционной коллегии “НТБ”.

Текущий выпуск

№ 12 (2020)
Скачать выпуск PDF

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

15-44 46
Аннотация

В Указе Президента В. В. Путина от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» названы две национальные цели, имеющие непосредственное отношение к книжно-библиотечному делу: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности и цифровая трансформация ключевых отраслей экономики и социальной сферы. Российский Библиологос (книжный разум) коллективно создавался в течение тысячелетий. Познание сущности Библиологоса — приоритетная задача книжно-библиотечной науки и библиотечно-информационного образования в наши дни. В статье рассмотрены биологические и социальные предпосылки книжной коммуникации, динамика развития классического Библиологоса и научно-педагогические основы формирования неклассического Библиологоса XXI в.

Библиологос – биологически и социально обусловленная разумная производительная сила, освоенная людьми в процессе гоминизации (очеловечивания). Предложено её функциональное определение.

Классическая Библиосфера – суперсистема книжно-коммуникационных систем, обеспечивающая воспроизводство, сохранение и дальнейшее развитие национальной книжной культуры. Её структуру образуют социально-культурные институты (системы или отрасли книжного дела): издательское дело, полиграфическая промышленность, книжная торговля, библиотечное дело, библиографическое дело. Каждый институт включает практику, образование, науку, специальную коммуникацию, органы управления. Отраслевые проблемы библиосферы изучаются родственными, но относительно самостоятельными научно-практическими учениями (библиографоведение, библиотековедение, документоведение, история книги, библиополистика, эдициология и др.), а общей проблематикой –комплексная наука о книге и книжном деле – книговедение, а также общая теория документа, или документология.

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП. ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

45-58 46
Аннотация

Рассмотрены принципы и технологии, используемые при создании Открытого архива ГПНТБ России. Особое внимание уделено актуальности поставленной задачи в условиях цифровизации. В качестве основной цели выступает создание единого Открытого архива информации (ЕОАИ) ГПНТБ России, объединяющего все электронные полнотекстовые ресурсы, создаваемые или собираемые библиотекой на правовой основе. Приведены базовые принципы ЕОАИ ГПНТБ России как целостной информационной системы. Раскрыты функциональные возможности и структура таблиц используемых протоколов для разработки специального программного и технологического обеспечения для ЕОАИ ГПНТБ России. Приведена и обоснована перспективная функциональная схема архива. Рассмотрены возможные схемы программно-технической реализации сервера приложений и метаданных ЕОАИ ГПНТБ России, а также вопросы взаимодействия со смежными и родственными крупными информационными системами, в том числе Национальной электронной библиотекой. Отмечено, что реализация системы будет важным этапом на пути к созданию типовой модели электронной библиотеки, функционирующей как участник взаимодействия в системе открытых архивов. Это упростит технологию обмена данными в информационных системах библиотек, научно-информационных подразделениях научных организаций, университетов, общеобразовательных учреждений и обеспечит поддержку поиска информации через единую точку доступа на веб-порталах. Статья подготовлена в рамках Государственного задания № 075-01300-20-00 «Разработка и совершенствование системы Открытого архива интегрированных информационно-библиотечных ресурсов ГПНТБ России как современной системы управления знанием в цифровой среде: на пути к Открытой науке» на 2020–2022 гг.

НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯ

59-82 44
Аннотация

Цель представленного исследования – разработка и обоснование методического подхода к оценке публикационной активности российских исследователей по регионам Российской Федерации на основе данных Web of Science Core Collection и Scopus. Принципиальное отличие предложенного в статье методического подхода к оценке публикационной активности российских исследователей по регионам Российской Федерации от существующих состоит в устранении недостатков – завышения или занижения значений показателей публикационной активности, полученных ими. Кроме этого, предложенный подход позволяет анализировать все регионы страны в целом, а не отдельные области или регионы. Исследование подтверждает неравномерность научно-технологического ландшафта по федеральным округам и отсутствие в некоторых из них корреляции между результатами научной деятельности и имеющимися в регионе ресурсами. Результаты проведённой работы позволят государственным органам принимать необходимые управленческие решения на федеральном и муниципальном уровнях. Исследование выполнено за счёт средств государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Организационно-техническое и научно-методическое сопровождение продвижения национальных журналов в международные базы научного цитирования и информационно-аналитическое обеспечение государственной подписки научных и образовательных организаций к международным информационным ресурсам в сфере науки».

83-98 35
Аннотация

Проблема выявления наиболее активно развивающихся научных тем очень актуальна. Отслеживание динамики терминологии научных направлений на примере тематической области «Микробиология» позволяет сделать выводы о происходящих внутри научного направления изменениях. Особенно показателен анализ такой динамики у часто цитируемых публикаций, как наиболее востребованных научным сообществом. На примере разработанного нами ранее рубрикатора «Микробиология» мы показали методику по определению наиболее активно развивающихся научных тем на основе метода частотного распределения ключевых слов. Можно предположить, что доля уникальных ключевых слов в рубриках может служить индикатором, показывающим широту спектра разнообразия исследований, методов, организмов: чем больше доля таких слов, тем более разнообразными являются исследования по направлению. Показано, что по числу документов выделяется рубрика «Генетика дрожжей и микроскопических грибов», вобравшая в себя наибольшее количество документов, а на долю уникальных ключевых слов приходится 83%. К числу активно развивающихся рубрик можно также отнести «Почвенную микробиологию», «Геомикробиологию», «Взаимоотношение возбудителя и хозяина» и «Генетику бактерий».

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

99-126 30
Аннотация

Статья посвящена использованию электронно-библиотечной системы с помощью личного кабинета студента – личной электронной библиотеки. В связи с появлением большого потока информации и отсутствием у студентов критериев её отбора проблема использования информационных технологий для обеспечения обучающихся качественной учебной информацией выходит на первый план. Статья знакоимт с результатами разработки личной электронной библиотеки, обеспечивающей студентов учебным материалом в полном объёме, а также с исследованием эффективности использования личного кабинета в процессе обучения. Авторы провели экспериментальную работу, состоящую из трёх модулей: базового, теоретического и интеллектуального, а также установили влияние личной электронной библиотеки на уровень учебной мотивации студентов и успеваемости. Результаты исследования показали, что личная электронная библиотека повышает учебную мотивацию студентов, положительно влияет на их успеваемость, повышая качество образования. Практическая значимость работы заключается в создании личной электронной библиотеки студента на базе электронно-библиотечной системы РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева. Библиотека студента может использоваться при обучении студентов вуза.

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

127-142 23
Аннотация

Рассмотрены исследования, проведённые в Центральной научной сельскохозяйственной библиотеке по актуализации общеотраслевых лингвистических средств, используемых в информационно-поисковой системе библиотеки и сводном каталоге библиотек научно-исследовательских учреждений АПК России. Кратко описан набор используемых лингвистических средств, представлена двухуровневая модель структуры лингвистического обеспечения библиотеки. Рассмотрены роль и преимущества использования информационно-поисковых языков в автоматизированной информационно-поисковой системе. Цель исследования – совершенствование информационного обеспечения научных исследований в АПК в части актуализации БД информационно-поискового тезауруса по сельскому хозяйству и продовольствию и БД «Авторитетный файл наименований НИУ АПК» (АФ). Представлены краткие характеристики этих ИПЯ и их функции. Информационно-поисковый тезаурус индексирует документы и запросы; отражает парадигматические отношения, существующие между лексическими единицами; обеспечивает контроль и нормализацию лексики по сельскому хозяйству и продовольствию, единое и формализованное представление информации в БД «АГРОС», автоматизированное расширение поискового образа документа; выполняет функции терминологического справочного пособия в области сельского хозяйства и продовольствия. АФ выступает справочным пособием для получения информации о наименовании учреждения с момента его основания и инструментом для формирования элемента библиографической записи «Наименование организации (коллективный автор)»; организует поиск в информационных ресурсах. Представлены работы по пополнению контента новыми лексическими единицами и редактированию ранее включённых данных.

143-158 31
Аннотация

Приведена общая справочная информация о двух национальных классификационных системах – Китайской Народной Республики и Республики Корея. Публикации по этой теме в отечественной профессиональной литературе не известны. Автор использует определение термина, принятое в Международном обществе по организации знаний. В статье рассказано о типологических категориях классификационных систем. В первой части статьи изучена совершенно оригинальная система – Библиотечная классификация Китая. Последовательно рассмотрены история её создания, имеющиеся варианты и издания, структура и особенности, границы распространения. Во второй части проанализирована Десятичная классификация Республики Корея, в основе которой лежат широко известные таблицы Десятичной классификации М. Дьюи. Часть основных классов была использована без изменений, а другие полностью перестроены так, чтобы Корея и корейский язык в таблицах оказались на первых делениях. Аналогичные изменения были внесены в класс религии. Эта система существует только в одном варианте (последнее, шестое, издание имеет три тома). Считается национальной, но не используется в некоторых научных библиотеках Южной Кореи. Знание практики применения классификационных систем в зарубежных странах – безусловный показатель нашей классификационной культуры.

БИБЛИОТЕЧНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

159-172 173
Аннотация

Предпринята попытка определить, какое из двух прилагательных предпочтительнее использовать при описании процессов или объектов (предметов) исследования сфер научного знания, связанных с функционированием современной библиотеки, или это синонимы и их правомерно употреблять в равной степени. Описана история возникновения прилагательных «цифровой(ая)» и «электронный(ая)» и связанных с ними терминов. Приведены определения этих терминов в двух наиболее известных словарях английского языка – Оксфордском и Кембриджском. Оценено современное использование этих прилагательных, в том числе в сфере библиотечно информационной деятельности и науки. Приведены данные, полученные в результате анализа сайтов крупнейших мировых библиотечных объединений – Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) и Американской библиотечной ассоциации. Проанализированы история применения и современное использование прилагательных «цифровой(ая)» и «электронный(ая)» в библиотечно-информационной практике и науке нашей страны. В контексте поставленных в статье задач проанализирован ГОСТ 7.0.103-2018 «Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения». Авторы делают вывод: оба прилагательных можно употреблять как синонимы при решении теоретических и/или практических задач библиотечной и информационной деятельности, и что вполне допустимо использовать термины «цифровая (электронная) библиотека» или «цифровое (электронное) библиотековедение».

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

173-188 50
Аннотация

Рассмотрена история развития зарубежных и российских библиотечных сайтов по данным за 1996–2017 гг., полученным из материалов профессиональной литературы и веб-архива. Были проанализированы сайты российских библиотек: БЕН РАН, ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, РГБ, ГНПБ им. К. Д. Ушинского, ГПНТБ России, РНБ, ЦНМБ, ГПНТБ СО РАН и отделение ГПНТБ СО РАН, ЦНСХБ, БАН, ДВГНБ, Нижегородская ОУНБ, Новосибирская государственная ОНБ. Исследовалось ограниченное количество сайтов, так как проследить развитие сайта из-за смены доменных имён невозможно. Анализровались архивные копии домашних страниц указанных библиотек, сделанные с помощью сервиса «Wayback Machine». Проведено сравнение первых домашних страниц зарубежных и российских библиотек (1996–1998 гг.), выявлены отличия контента. Показана динамика развития сайтов российских библиотек до 2017 г. Сделан вывод: на протяжении своего развития библиотечные сайты меняют дизайн, наполнение, форму представления информации, системы навигации и поиска, но это не всегда удобно пользователям. Библиотекам необходимо демонстрировать и эффективно продвигать свой контент и ресурсы, ориентируясь на удобство пользователей. Развитие интернет-технологий, создание веб-представительств библиотек изменило библиотечную работу. Библиотекам следует тщательно продумать, как организовать сайт и как его оценивать.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

189-201 26
Аннотация

Информационное пространство университета рассмотрено как часть образовательной среды, способствующей успешной социальной и профессиональной адаптации студентов. Проведено в пилотном режиме исследование восприятия студентами информационной составляющей образовательной среды. В 2019–2020 учебном году в Российском государственном аграрном университете – МСХА им. К. А. Тимирязева. Проанализирована роль университетской библиотеки в образовательной среде вуза. Подчёркнуты исторические особенности ЦНБ им. Н. И. Железнова. Перечислены информационные продукты, создаваемые библиотекой вуза, и внешние информационные ресурсы (специализированные базы данных, сайты и серверы ведущих учреждений в области сельского хозяйства) к которым организован доступ. Подчёркнуты продуктивность совместной деятельности информационных специалистов и преподавателей университета и роль библиотеки в воспитании информационной культуры будущих специалистов и в формировании их позитивного информационного поведения. Подведены итоги и намечены перспективы работы ЦНБ по созданию и сохранению благоприятной среды для формирования профессиональных компетенций и социальной адаптации студентов университета.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.