Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Методический чат-бот в системе развития профессиональных компетенций специалистов библиотек

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-10-186-202

Аннотация

В статье рассматриваются организационные и технологические подходы ГПНТБ России к разработке «Методического бота для библиотек», предназначенного для библиотечных специалистов. Обосновывается актуальность внедрения чат-бота как удалённого цифрового сервиса, развивающего разновидовые профессиональные компетенции. Отмечается, что система формирования профессиональных компетенций библиотечных специалистов является многокомпонентной, разноуровневой и политематической, включает навыки использования и проектирования различных автоматизированных систем взаимодействия. Обозначены профессиональные компетенции специалистов библиотек, формируемые с помощью методического чат-бота: базовые, событийные, аналитические, цифровые, технологические. Исходя из их перечня сформирована архитектура чат-бота ГПНТБ России, состоялась его разработка, а также апробирование и внедрение. Описаны функциональные возможности виртуального помощника, его целевая аудитория, функционал, архитектура, система навигации и содержательное наполнение с учётом логических алгоритмов обращения специалистов библиотек. Обозначены функции методического чат-бота: образовательная, навигационная, корректирующая, контролирующая, детализирующиеся по смысловому наполнению. Обоснованы причины выбора мессенджера Telegram для реализации представленных методических и программных решений, использование инструментов @BotFather, @Manybot и их базовых функциональных возможностей. Представлены структурированное иерархическое дерево методического чат-бота и последовательность навигации по его содержимому.

Об авторах

Ю. В. Смирнов
ГПНТБ России
Россия

Смирнов Юрий Викторович – канд. техн. наук, старший научный сотрудник группы информационно-лингвистического обеспечения



Н. А. Сумро
ГПНТБ России
Россия

Сумро Наталья Андреевна – канд. пед. наук, начальник отдела научно-методической и библиометрической работы



Список литературы

1. Моисеева Н. А. Чат-боты как один из трендов цифровизации библиотечного сервиса // Научные и технические библиотеки. 2024. № 12. С. 120–138.

2. Нещерет М. Ю. Нейросети в библиотеке: новое в библиографическом обслуживании // Научные и технические библиотеки. 2024. № 1. С. 105–128.

3. Смирнов Ю. В., Соколова Ю. В. Чат-коммуникация как один из способов продвижения фондов, ресурсов и услуг библиотеки // Продвижение библиотечных фондов, библиотечно-информационных ресурсов и услуг : Ежегодный межведомственный сборник научных трудов. Москва : Государственная публичная научно-техническая библиотека России, 2023. С. 85–95.

4. Митрошин И. А. Применение возможностей искусственного интеллекта в информационно-библиотечной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2025. № 1. С. 120–134.

5. Соколова Ю. В., Мосеева Д. С., Сумро Н. А., Смирнов Ю. В. Опыт разработки чат-бота для методического обеспечения библиотек // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : сборник докладов Двадцать восьмой международной конференции и выставки «LIBCOM-2024», Суздаль, 17–22 ноября 2024 г. Москва : Государственная публичная научно-техническая библиотека Рос сии, 2025. С. 158–164.

6. Патутина Н. А., Кривошеин Н. В. О чат-ботах в корпоративном образовании и педагогической грамотности руководителя // Непрерывное образование в контексте будущего : сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Москва, 21–22 апреля 2021 г. Москва : Московский городской педагогический университет, ООО «А-Приор», 2021. С. 447–453.

7. Клещева Н. А., Данилина Е. К. Чат-бот технология как информационно коммуникативный ресурс педагогической поддержки процесса формирования мета предметных навыков // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 3 (68). С. 340–346.

8. Специалист по библиотечно-информационной деятельности : профессиональный стандарт : утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 сентября 2022 г. № 527н. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=116630 (дата обращения: 05.07.2025).

9. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих : утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (ред. от 27.03.2018) // Библиотека и закон. Вып. 23–5. Москва, 2007–2008.

10. ФГОС 51.03.06. Библиотечно-информационная деятельность : приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 № 1001. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-51-03-06-bibliotechno-informacionnaya-deyatelnost-1001 (дата обращения: 05.07.2025).

11. Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в РФ до 2030 г. : распоряжение Правительства РФ № 608-р от 13.03.2021 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.07.2025).

12. Остапенко С. В. «Алиса» в интернет-ландшафте: коммуникативный «профиль» чат бота // Terra scimus : коллекция материалов IV Транснациональной научно аналитической конференции, Барнаул, 30–31 октября 2024 г. Барнаул : Алтайский государственный университет, 2024. С. 81–86.

13. Методический бот для библиотек. URL: http://telegram.me/metod_ntb_bot (дата обращения: 05.07.2025).

14. Смирнов Ю. В., Соколова Ю. В. Чат-коммуникация в процессе библиотечного обслуживания читателей // Научные и технические библиотеки. 2021. № 1. С. 81–90.

15. Как создать бота в Telegram без программирования. URL: https://umi.ru/blog/bot_v_telegram/ (дата обращения: 05.07.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Смирнов Ю.В., Сумро Н.А. Методический чат-бот в системе развития профессиональных компетенций специалистов библиотек. Научные и технические библиотеки. 2025;(10):186-202. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-10-186-202

For citation:


Smirnov Yu.V., Sumro N.V. Methodological chatbot within the system of developing professional competences of librarians. Scientific and Technical Libraries. 2025;(10):186-202. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-10-186-202

Просмотров: 176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)