Перспективы развития вузовских библиотек в научной информационной среде
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-8-83-100
Аннотация
Авторы статьи систематизируют исторические этапы развития университетских библиотек в России; анализируют поступательные изменения, происходящие в деятельности библиотек университетов в условиях цифровой среды; отмечают влияние цифрового развития общества на открытие новых возможностей для модернизации не только образовательной сферы, но и вузовских библиотек. В статье отражена нормативно-правовая база деятельности российских вузовских библиотек, уточнены их функции и направления работы. Отмечено, что развитие электронных библиотек стало следствием интенсивного развития мировых информационных процессов, в результате чего спрос на этот вид услуг продолжает расти. Приведены результаты опроса студентов относительно эффективности работы библиотечных сервисов на примере библиотеки Череповецкого государственного университета. Опрос подтвердил важность и актуальность услуг библиотеки для студентов. Выявлены слабые и сильные стороны организации услуг библиотеки, подчёркнута необходимость: усиления маркетинговой составляющей в деятельности библиотеки и продвижении её услуг, изучения запросов целевой аудитории. Изложены дальнейшие перспективы развития вузовских библиотек.
Ключевые слова
Об авторах
Н. П. КрыловаРоссия
Крылова Наталья Павловна – канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления
Череповец
Е. Н. Левашов
Россия
Левашов Евгений Николаевич – старший преподаватель кафедры экономики и управления
Череповец
Список литературы
1. Концепция развития вузовских библиотек. – Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_universitetskih_bibliotek_rossii_v2.pdf (дата обращения: 12.01.2021).
2. Mehta D., Wang X. COVID-19 and digital library services – a case study of a university library // Digital Library Perspectives. – 2020. – Vol. 36. – № 4. – P. 351–363. – URL: https://doi.org/10.1108/DLP-05-2020-0030.
3. Стратегия развития библиотек высших учебных заведений. – Режим доступа: http://bik.sfu-kras.ru/nb/strategiya-razvitiya-bibliotek-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 12.01.2021).
4. Kumbhar R. Academic library’s responses to the emerging trends in higher education // DESIDOC Journal of Library & Information Technology. – 2014. – Vol. 34. – № 6. – P. 477–485. – URL: https://www.researchgate.net/publication/268505220_Academic_Library's_Responses_to_the_Emerging_Trends_in_Higher_Education.
5. Raju J. Knowledge and skills for the digital era academic library // The Journal of Academic Librarianship. – 2014. – Vol. 40. – Iss. 2. – P. 163–170. – URL: https://doi.org/10.1016/j.acalib.2014.02.007.
6. Опекунова Е. Н. Параметры оценки деятельности вузовской библиотеки в контексте изменений её задач // Библиосфера. – 2017. – № 1. – С. 38–45. – Режим доступа: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2017-1-38-45.
7. Грабарь Н. Г., Соколовская Т. Б. Формирование информационнокоммуникационного пространства библиотеки // Науч.-техн. информ. Сер. 1: Орг. и методика информ. работы. – 2017. – № 7. – С. 13–18. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29825773.
8. Барышев Р. А., Бабина О. И., Цветочкина И. А., Манушкина М. М. Университетская библиотека как проактивная система // Науч. и техн. б-ки. – 2020. – № 4. – С. 13–36. – Режим доступа: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-4-13-36.
9. Шаматонова Г. Л. Библиотека вуза в изменяющемся образовательном пространстве // Там же. – 2017. – № 2. – С. 51–56. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28310924.
10. Кудрина Е. Л., Ивина К. В. Цифровая среда – новые вызовы вузовской библиотеке // Вестн. Кемер. гос. ун-та. Сер. гуманитар. и обществ. науки. – 2019. – Т. 3. – № 2 (10). – С. 126–134. – Режим доступа: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-2-126-134.
11. Дворкина М. Я. Библиотека в контексте истории // Библиотековедение. – 1998. – № 2. – С. 115–119. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30531695.
12. Любченко О. А. Средовой подход как методологическая основа формирования информационной компетентности студента // Искусство и культура. – 2018. – № 2 (30). – С. 107–112. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36329090.
13. Любченко О. А. Теоретические аспекты формирования библиотечной образовательной среды учреждения высшего образования // Науч. тр. Респ. ин-та высш. шк. – 2016. – № 16–2. – С. 385–391. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27677813.
14. Калюжный К. А. Информационная среда и информационная среда науки: сущность и значение // Наука. Инновации. Образование. – 2015. – Т. 10. – № 2. – С. 7–23. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24415939.
15. VI Международный конгресс «Современная молодёжь в современной библиотеке». – Режим доступа: https://conference.rgub.ru/congress_2020/ (дата обращения: 12.01.2021).
16. Боброва Е. И. Проблемы взаимодействия пользователя и электронных библиотечных сервисов // Тр. ГПНТБ СО РАН. – 2018. – № 13–2. – С. 172–176. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36646934.
17. Кривова Н. В., Серёдкина Л. Г. Функции современной вузовской библиотеки // Вестн. Ангар. гос. техн. ун-та. – 2017. – № 11. – С. 271–273. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30736004.
18. Аккуратов Е. Г. Сетевая идентичность в культуре современного информационного общества // Заметки учёного. – 2020. – № 2. – С. 57–60. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=43861693.
19. Дудникова О. В., Смирнова О. А. Функции библиотеки в наукометрической оценке публикационной активности вуза // Наука и науч. информ. – 2018. – Т. 1. – № 1. – С. 34–44. – Режим доступа: https://doi.org/10.24108/2658-3143-2018-1-1-34-44.
20. Виноградова Т. В. Интеграция библиотеки в информационно-образовательную среду вуза // Духов. сфера о-ва. – 2016. – № 13. – С. 33–41. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26697430.
21. Ладожина Т. Н., Двойнев В. В. Использование электронных ресурсов как показатель отношения студентов к учебной и самообразовательной деятельности // Соц.- психол. проблемы ментальности/менталитета. – 2017. – № 13. – С. 63–71. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32293275.
22. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. – Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 12.01.2021).
23. Грибков Д. Н., Каменев А. В. Формирование многофункциональной межвузовской электронной библиотеки в новой медийной среде // Науч.-техн. информ. Сер. 1: Орг. и методика информ. работы. – 2017. – № 2. – С. 18–21. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28362485.
24. Гладышева Э. И., Левина О. А. Электронная библиотека как компонент информационно-образовательной среды вуза // Совет ректоров. – 2016. – № 1. – С. 55–60. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27725106.
25. Грибков Д. Н. Электронные библиотеки вузов в эпоху цифровой экономики // Культура: теория и практика. – 2020. – № 4 (37). – С. 9. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=43136085.
26. Рагозина С. Н. Оценка удовлетворённости читателей работой Фундаментальной библиотеки Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета / С. Н. Рагозина // Науч. и техн. б-ки. – 2017. – № 5. – С. 32–35. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29276448.
27. Ладожина Т. Н., Двойнев В. В. Мотивация студентов на работу с электронными ресурсами: по данным социологического исследования Смоленского государственного университета // Соц.-психолог. проблемы ментальности/менталитета. – 2016. – № 12. – С. 149–154. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27262548.
Рецензия
Для цитирования:
Крылова Н.П., Левашов Е.Н. Перспективы развития вузовских библиотек в научной информационной среде. Научные и технические библиотеки. 2021;(8):83-100. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-8-83-100
For citation:
Krylova N.P., Levashov E.N. Prospects for academic libraries in science information environment. Scientific and Technical Libraries. 2021;(8):83-100. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-8-83-100