Аксиологические особенности трансформации библиотечной профессии в аспекте профессионального образования
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-1-120-135
Аннотация
Технологические достижения цивилизации всё больше определяют взаимосвязанный глобальный ландшафт, который активизирует политические, экономические, социальные и экологические изменения. Инновационные, скоростные системы связи и широкий доступ к информации объединяют страны, экономику и бизнес гораздо более сложными способами, чем мы можем себе представить. Эта взаимозависимость в глобальном масштабе представляет такие риски, как растущее социальное и экономическое неравенство, особенно опасные из-за нестабильности и социальной неустойчивости, которые присущи слабым экономикам.
В статье представлены основные проблемы цифровизации библиотечной профессии, обусловливающие особенности трансформации библиотечного образования как залога сохранения и развития человеческих ресурсов в библиотечной сфере. Рассмотрены вопросы подготовки библиотечных кадров в соответствии с требованиями современной библиотеки. Перечислены основные профессиональные компетенции специалистов-библиотекарей новой формации, выявлены перспективные направления, которым должны обучать современные библиотечные факультеты.
Об авторах
Н. А. БабиеваРоссия
Бабиева Наталья Анатольевна – канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем
Казань
Ю. В. Маслова
Россия
Маслова Юлия Викторовна – канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем
Казань
Г. В. Матвеева
Россия
Матвеева Галина Витальевна – канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем
Казань
Список литературы
1. Путин: без цифровой экономики у страны нет будущего. URL: https://ria.ru/20170615/1496585016.html (дата обращения 04.08.2022)
2. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. Москва: ООО «АльянсПринт», 2019. 368 с.
3. Пономаренко А. А. Проблема профессионального выгорания в контексте цифровизации и цифровой трансформации // Сборник материалов региональной конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых учёных в рамках проекта «Россия-21: технологии успеха» – победителя Всероссийского конкурса молодёжных проектов. Симферополь, 2021. С. 308–314.
4. Ковалёв М. М. Образование для цифровой экономики // Цифровая трансформация. 2018. № 1 (2). С. 37–42.
5. Матвеева Н. С. Цифровая трансформация дополнительного профессионального образования специалистов библиотечно-информационной сферы // Румянцевские чтения – 2020. Материалы Международной научно-практической конференции : в двух частях. Составитель Е. А. Иванова. Редколлегия: В. В. Дуда (председатель), Ю. С. Белянкин, Е. Н. Гусева [и др.]. 2020. С. 32–36.
6. Грекова А. А. Особенности мышления представителей «цифрового поколения» // Вестник ЮУрГУ Серия «Психология». 2019. Т. 2. № 1. С. 28–38.
7. Греф Г. В будущем всех будет интересовать цифровой аватар человека. URL: http://inerussia.ru/news/german-gref-v-budushhem-vseh-budet-interesovat-tsifrovoj-avaarcheloveka/ (дата обращения: 14.01.2022).
8. Головенчик Г. Г. Трансформация рынка труда в цифровой экономике // Цифровая трансформация. 2018. № 4 (5). С. 27–43.
9. Лопатина Н. В. Библиотечная профессия в ХХI веке: сравнительный анализ российских и зарубежных тенденций развития // Культура и образование. 2016. № 1 (20). С. 70–79.
10. Соколов А. В. Смысл библиотечной профессии в современной России // Научные и технические библиотеки. 2018. № 5. С. 5–13.
11. Столяров Ю. Н. Библиотекари-практики об идее трансформации библиотек // Научные и технические библиотеки. 2019. № 3. С. 45–62.
12. Столяров Ю. Н. Причины выбора неспециалистами библиотечной профессии: к 10- летию библиотечных исповедей слушателей высших библиотечных курсов Российской государственной библиотеки // Культура: теория и практика. 2020. № 1 (34). С. 12.
13. Кузичкина Г. А., Мазурицкий А. М. Современная библиотека и вызовы времени // Научные и технические библиотеки. 2019. № 5. С. 22–36.
Рецензия
Для цитирования:
Бабиева Н.А., Маслова Ю.В., Матвеева Г.В. Аксиологические особенности трансформации библиотечной профессии в аспекте профессионального образования. Научные и технические библиотеки. 2023;(1):120-135. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-1-120-135
For citation:
Babieva N.A., Maslova Y.V., Matveeva G.V. Axiological aspects of transforming library profession in the aspect of professional education. Scientific and Technical Libraries. 2023;(1):120-135. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-1-120-135