Проект «Детский Нобель» как площадка для популяризации научных знаний в современной научно-технической библиотеке
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-4-96-106
Аннотация
Национальная библиотечная ассоциация «Библиотеки будущего» (НАББ) при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, реализует Всероссийский научно-познавательный проект «Детский Нобель».
Основная задача проекта – популяризация научных знаний и вовлечение учеников 7–8 классов из городов и сельских поселений в исследовательскую деятельность.
На данном этапе разработки проекта выбраны четыре пилотных субъекта РФ: Архангельская, Калужская, Рязанская и Саратовская области. Главным партнёром «Детского Нобеля» является крупнейшая научно-техническая библиотека страны – федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственная публичная научно-техническая библиотека России» (ГПНТБ России), один из учредителей НАББ. Всероссийский научно-познавательный проект «Детский Нобель» состоит из двух частей. Первая включает организацию для детей образовательных лекториев в формате вебинаров по основным направлениям Нобелевских премий: физике, химии, физиологии и медицине, литературе, политике (премия мира). К чтению лекций привлекаются известные учёные, педагоги, представители искусства, государственные деятели, сотрудники библиотек. Лектории завершатся проведением в дистанционном формате обучающего семинара по подготовке и оформлению собственных исследовательских работ. Библиотеки (детские, школьные, универсальные и др.), кураторы проекта в регионах, оповещают детей о проходящих научно-просветительских мероприятиях или, используя материалы лекториев и семинаров, организуют свои мероприятия. Вторая часть – проведение конкурса детских исследовательских работ по направлениям Нобелевских премий. Под руководством сотрудников библиотек-кураторов каждый участник конкурса должен подготовить исследование и до 1 июля 2023 г. выложить на сайте проекта презентацию его результатов. Участник может представить на конкурс не более одной работы по любому из указанных направлений премии, но допускается выбор нескольких направлений.
Ключевые слова
Об авторах
Я. Л. ШрайбергРоссия
Яков Леонидович Шрайберг, доктор техн. наук, профессор, член-корреспондент, научный руководитель, главный редактор журнала «Научные и технические библиотеки», заведующий кафедрой; руководитель Всероссийского научно-познавательного проекта «Детский Нобель»
кафедра электронных библиотек и наукометрических исследований
Москва
Е. Н. Таран
Россия
Елена Николаевна Таран, канд. пед. наук, начальник отделения, методист Всероссийского научно-познавательного проектаь «Детский Нобель»
отделение образовательных программ
Москва
Е. В. Хорошавина
Россия
Екатерина Владимировна Хорошавина, канд. пед. наук, методист отделения, методист Всероссийского научно-познавательного проекта «Детский Нобель»
отделение образовательных программ
Москва
Список литературы
1. Нефёдова А. Год учёный: почти 80 % молодёжи в России занимаются саморазвитием. Какие направления лидируют и что интересует людей меньше / А. Нефёдова. URL: https://iz.ru/1448123/alena-nefedova/god-uchenyi-pochti-80-molodezhi-v-rossii-zanimaetsia-samorazvitiem (дата обращения: 10. 03. 2023).
2. Соколова Ю. В. Продвигаем научные знания вместе. Всероссийский научно-познавательный проект «Детский Нобель» / Ю. В Соколова, Е. Н. Таран, Е. В. Хорошавина // Школьная библиотека. – 2023. – № 1. – С. 43–47.
3. Тютюнник В. М. Лауреаты нобелевских премий : наукометрические исследования / В. М. Тютюнник. – 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/laureaty-nobelevskih-premiy-naukometricheskie-issledovaniya (дата обращения: 10. 03. 2023).
Рецензия
Для цитирования:
Шрайберг Я.Л., Таран Е.Н., Хорошавина Е.В. Проект «Детский Нобель» как площадка для популяризации научных знаний в современной научно-технической библиотеке. Научные и технические библиотеки. 2023;(4):96-106. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-4-96-106
For citation:
Shrayberg Ya.L., Taran E.N., Khoroshavina E.V. “The Kids Nobel” Project as the platform for scientific knowledge popularization at modern scientific libraries. Scientific and Technical Libraries. 2023;(4):96-106. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-4-96-106