Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Деятельность библиотек по продвижению научной грамотности: обзор зарубежных исследований

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-5-133-153

Полный текст:

Аннотация

Наука играет важную роль в обеспечении благосостояния общества и выполняет целый ряд функций, наиболее значимыми из которых являются создание новых знаний, совершенствование образования и повышение качества жизни. В настоящее время коммуникации науки и общества находятся на новом этапе развития, связанном с расширением участия общества в планировании, проведении и финансировании научных исследований. В этих условиях одной из основных задач взаимодействия науки и общества становится повышение научной грамотности (НГ) людей, не принадлежащих к числу учёных. Как показал анализ публикаций, развитию научного мышления и продвижению НГ придаётся особое значение во всех развитых странах мира. В эти процессы включены разные социальные институты, в том числе и библиотеки. На протяжении последних десятилетий формирование НГ населения является популярной темой зарубежных исследований. Однако в отечественной библиотековедческой литературе описанию данного международного опыта уделяется недостаточно внимания. Цель статьи – путём анализа англоязычных публикаций выявить и рассмотреть основные исследования по теме «Научная грамотность в зарубежных библиотеках». В работе дана общая характеристика таких направлений деятельности зарубежных библиотек, как создание научно-популярных коллекций, участие в STEM-образовании, а также практика обучения НГ.

Об авторе

И. Г. Юдина
ГПНТБ СО РАН
Россия

Юдина Инна Геннадьевна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории информационно-системного анализа ГПНТБ СО РАН.

Новосибирск



Список литературы

1. Наука на благо общества: Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: https://ru.unesco.org/themes/nauka-na-blago-obshchestva (дата обращения: 16.01.2023).

2. Bucchi M., Trench B. Science communication and science in society: A conceptual review in ten keywords // Tecnoscienza: Italian journal of science & technology studies. 2016. Vol. 7. № 2. P. 151–168. URL: http://www.tecnoscienza.net/index.php/tsj/article/view/277 (дата обращения: 16.01.2023).

3. Булавинова М. П. Научная коммуникация: факторы развития (Обзор) // Наука и общество: современные зарубежные исследования : сб. обзоров и рефератов. Москва, 2018. С. 51–62.

4. Li Y., Guo M. Scientific Literacy in Communicating Science and Socio-Scientific Issues: Prospects and Challenges // Front. Psychol. Sec. Educational Psychology. 2021. 12:758000. doi: 10.3389/fpsyg.2021.758000

5. Valladares L. Scientific Literacy and Social Transformation // Science & Education. 2021. № 30. P. 557–587. https://doi.org/10.1007/s11191-021-00205-2

6. Tuominen K., Savolainen R., Talja S. Information Literacy as a Sociotechnical Practice // Library Quarterly. 2005. Vol. 75. № 3. P. 329–345. https://doi.org/10.1086/497311

7. Лебедев Е. А. Индикаторы отбора научно-популярных книг для комплектования библиотек // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2. С. 20–27.

8. Никиенко И. В. Тематический электронный ресурс библиотеки как средство формирования и повышения научной грамотности пользователя // Одиннадцатые Макушинские чтения. Материалы науч. конф. Томск, 29–30 мая 2018 г. Новосибирск, 2018. С. 261–269.

9. Павличенко И. В. Медиапроекты библиотек как средство трансляции научнопопулярных знаний // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (34). С. 105–108.

10. Павличенко И. А. Проектная деятельность муниципальных библиотек как инструмент формирования научной грамотности подростков // Молодёжный вестник СанктПетербургского государственного института культуры. 2017. № 2 (8). С. 164–166.

11. Roediger C. L. Scientific Literacy: A Conceptual Overview // Science Education. 2000. Vol. 84. № 1. P. 71–94. doi: 10.1002/(SICI)1098-237X(200001)84:13.0.CO;2-C

12. Суворова С. Л., Смирнова А. В. Проблема определения понятия «научная грамотность» в рамочных документах международного исследования PISA // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 3–12.

13. Sapp G. Building a Popular Science Library Collection for High School to Adult Learners: Issues and recommended resources. Westport, CT : Greenwood Press, 1995. 330 p. URL: http://pustaka.unp.ac.id/file/abstrak_kki/EBOOKS/LIBRARIES%20Building%20a%20Popular%20Science%20Library%20Collection%20for%20High%20School%20to%20Adult%20Learners%200313289360.pdf (дата обращения: 16.01.2023).

14. Юдина И. Г., Лаврик О. Л. Развитие русскоязычных и англоязычных терминов и устойчивых словосочетаний в области взаимоотношения общества и науки // Социология науки и технологий. 2022. Т. 13. № 3. С. 89–117. doi: 10.24412/2079-0910-2022-3-89117

15. Варганова Г. В., Плавко И. А. Популяризация научного знания в национальных библиотеках зарубежных стран // Десятые Макушинские чтения : материалы науч. конф., Томск, 12–14 мая 2015 г. Новосибирск, 2015. С. 285–291.

16. Варганова Г. В., Плавко И. А. Формирование научной грамотности населения: дискурсивность зарубежных практик // Приоритетные направления развития науки и образования : сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2015. С. 124–127.

17. Павличенко И. А. Популяризация научного знания в публичных библиотеках зарубежных стран // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 42. С. 60–65.

18. Sapp G. Science Literacy: A Discussion and an Information-Based Definition // College & Research Libraries. 1992. Vol. 53. P. 21–30. doi:10.5860/CRL_53_01_21

19. Sapp G. Science Literacy through Popularization // Science & Technology Libraries. 1992. Vol. 12. № 2. P. 43–57. doi: 10.1300/J122v12n02_05

20. The Public Understanding of Science : report of a Royal Society ad hoc group endorsed by the Council of the Royal Society. London, [1985]. 41 p. URL: https://royalsociety.org/~/media/royal_society_content/policy/publications/1985/10700.pdf (дата обращения: 16.01.2023).

21. Clewis B. Scientific Literacy // Collection Management. 1990. Vol. 12. № 3–4. P. 101– 112. doi: 10.1300/j105v12n03_08

22. Clewis B. Selecting Science Books for General Readers // Collection Building. 1990. Vol. 10. № 1/2. P. 12–15. https://doi.org/10.1108/eb023262

23. Brin D. "Breaching the Barriers of Science". Review of the Nemesis Affair by David Raup // New Scientist. 1986. Vol. 112, № 46. URL: https://books.google.iq/books?id=1Il4qYVVJO0C&pg=PA46&lpg=PA46&dq=%22Breaching+the+Barriers+of+Science%22&source=bl&ots=2Yf0uOi6GI&sig=ACfU3U191vDk9MacltwyI2NGX6DZAeZmiQ&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjkuue8p8T8AhUEAxAIHQ3HDukQ6AF6BAgGEAM#v=onepage&q=%22Breaching%20the%20Barriers%20of%20Science%22&f=false (дата обращения: 16.01.2023).

24. Pollet M. Criteria for Science Book Selection in Academic Libraries // Collection Building. 1982. Vol. 4. № 3. P. 42–47. doi: 10.1108/eb023090

25. Sapp G. Building a Popular Science Library Collection for High School to Adult Learners: Issues and recommended resources. Westport, CT : Greenwood Press, 1995. 330 p. URL: http://pustaka.unp.ac.id/file/abstrak_kki/EBOOKS/LIBRARIES%20Building%20a%20Popular%20Science%20Library%20Collection%20for%20High%20School%20to%20Adult%20Learners%200313289360.pdf (дата обращения: 16.01.2023).

26. Gilbert J., Fister B. Reading, Risk, and Reality: College Students and Reading for Pleasure // College & Research Libraries. 2011. Vol. 72. № 5. P. 474–495. doi: https://doi.org/10.5860/crl-148

27. Salter A., Brook J. Are We Becoming an Alliterate Society? The Demand for Recreational Reading among Undergraduates at Two Universities // College & Undergraduate Libraries. 2007. Vol. 14. № 3. P. 27–43. doi: 10.1300/J106v14n03_02.

28. Frost M., Boughan R. Popular with whom? Usage demographics of popular science nonfiction at an academic library // College and Undergraduate Libraries. 2018. Vol. 25. № 3. P. 232–242. https://doi.org/10.1080/10691316.2018.1480442

29. National Research Council. Learning Science in Informal Environments: People, Places, and Pursuits. Washington, DC: The National Academies Press, 2009. 348 p. https://doi.org/10.17226/12190

30. Traphagen K., Traill S. How Cross-Sector Collaborations are Advancing STEM Learning. Palo Alto, CA: The Noyce Foundation, 2014. 8 p. URL: https://smile.oregonstate.edu/sites/smile.oregonstate.edu/files/stem_ecosystems_report_execsum_140128.pdf (дата обращения: 16.01.2023).

31. Мусина Л. М. Продвижение STEM-образования в России // Образовательное пространство в информационную эпоху : сб. науч. статей Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2022. С. 155–159.

32. Garmer A. K. Rising to the challenge: Re-envisioning public libraries: A report of the Aspen Institute dialogue on public libraries. The Aspen Institute. Washington, DC, 2014. 80 p. URL: http://csreports.aspeninstitute.org/documents/AspenLibrariesReport.pdf (дата обращения: 16.01.2023).

33. STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts, & Math). Programming Toolkit. / Created by: STEM Resources Task Force. Young Adult Library Services Association, 2013, 2016. P. 1–40. URL: https://www.ala.org/yalsa/steam-toolkit (дата обращения: 16.01.2023).

34. Implementing Effective STEM Programming in Public Libraries: Eight Recommendations. Report to Space Science Institute's National Center for Interactive Learning / A. Shtivelband, L. Riendeau, A. Wallander-Roberts, R. Jakubowski. 2016. URL: https://ncil.spacescience.org/images/papers/Research-White-Paper-121216.pdf (дата обращения: 16.01.2023).

35. Baek J. Y. The Accidental STEM Librarian: An Exploratory Interview Study with Eight Librarians. NCIL Education Report. 2013. 15 p. URL: https://ncil.spacescience.org/images/papers/Baek_The%20Accidental%20STEM%20Librarian.pdf (дата обращения: 16.01.2023).

36. Baek J. Y. Public Libraries as Places for STEM Learning: An Exploratory Interview Study with Eight Librarians. NCIL Education Report. 2013. 17 p. URL: https://ncil.spacescience.org/images/papers/Baek_Public%20Libraries%20as%20Places%20for%20STEM%20Learning.pdf (дата обращения: 16.01.2023).

37. Oyelude A. A., Akin-Fakorede O. O. New Skillsets for Future Science, Technology, Engineering and Mathematics (STEM) Library Workforce // Paper presented at: IFLA WLIC 2019 – Athens, Greece – Libraries: dialogue for change in Session 82 – Academic and Research Libraries & Health and Biosciences, 2019. URL: https://library.ifla.org/id/eprint/2572/ (дата обращения: 16.01.2023).

38. Hopwood J. Initiating STEM learning in libraries // Children and Libraries. 2012. Vol. 10. № 2. P. 53–55. URL: https://www.journals.ala.org/index.php/cal/article/viewFile/43/18#page=54 (дата обращения: 16.01.2023).

39. Klucevsek K. The intersection of information and science literacy // Communications in Information Literacy. 2017. Vol. 11. № 2. P. 354–365. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1166457.pdf (дата обращения: 16.01.2023).

40. Clements N., Guertin L. Science literacy meets information literacy: Using Zotero as a teaching tool // College & Research Libraries News. 2016. Vol. 77. № 1. P. 14–16. doi: https://doi.org/10.5860/crln.77.1.9426

41. Iber M., Sherman D. A Physics Professor and a Science Librarian Challenge Non-Majors to Evaluate Science: Key Theme: Innovations in Instruction // Issues in Science and Technology Librarianship. 2009. № 56. https://doi.org/10.29173/istl2472

42. Zuccala A. Open access and civic scientific information literacy // Information Research. 2010. Vol. 15. № 1. P. 1–27. URL: http://informationr.net/ir/15-1/paper426.html (дата обращения: 16.01.2023).

43. Hopkins K. Five ways librarians teach science literacy. A student lens on the invaluable role librarians play // Elsevier Connect. Library Connect. April 27, 2020. URL: https://www.elsevier.com/connect/library-connect/five-ways-librarians-teach-scienceliteracy (дата обращения: 16.01.2023).

44. Moll-Willard E. Boosting science literacy amongst postgrads – a role for librarians. A short online course designed by a librarian enhances science literacy skills for students // Elsevier Connect. Library Connect. June 26, 2020. URL: https://www.elsevier.com/connect/library-connect/boosting-science-literacy-amongstpostgrads-a-role-for-librarians (дата обращения: 16.01.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Юдина И.Г. Деятельность библиотек по продвижению научной грамотности: обзор зарубежных исследований. Научные и технические библиотеки. 2023;(5):133-153. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-5-133-153

For citation:


Yudina I.G. Review of studies on scientific literacy promotion in foreign libraries. Scientific and Technical Libraries. 2023;(5):133-153. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-5-133-153

Просмотров: 178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)