Использование платформ виртуальной реальности для поддержки принятия решений в многоуровневых образовательных системах
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-7-64-81
Аннотация
Статья посвящена разработке подхода к проектированию цифрвых теней и двойников вузов для реализации концепции рационального управления образовательным процессом при обучении специалистов в режиме реального времени и для поддержки принятия стратегических и оперативных решений. Предложена модель для непосредственного управления многоуровневыми образовательными процессами и формированием индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) с использованием цифрового двойника (ЦД) в образовательном процессе на 3–4 к урсах, в м агистратуре, а т акже в рамках дополнительного профессионального образования. Разработана общая концепция использования ЦД в образовательной организации: студентоцентричная модель, ядром которой является ИОТ. Рассмотрены вопросы формирования ИОТ как инструмента мобильного и оперативного реинжиниринга образовательных процессов с учётом потребности экономики и текущего заказа работодателей, а также общие подходы к обеспечению ИОТ, в том числе за счёт дистанционных образовательных технологий, с использованием виртуальных образовательных платформ и ресурсов. Освещены вопросы использования платформ виртуальной реальности как элементов дистанционного обучения при формировании ИОТ в многоуровневых образовательных системах. Приведено сравнение ряда платформ виртуальной реальности, метавселенных, их инструментария и использования в образовательном процессе. Названы элементы метавселенной и подходы к формированию её архитектуры.
Об авторах
Е. Н. ПавличеваРоссия
Павличева Елена Николаевна – канд. техн. наук, доцент, начальник управления развития научной деятельности
Москва
В. А. Жильцов
Россия
Жильцов Владимир Александрович – канд. пед. наук, начальник отдела прогнозирования и мониторинга
Москва
Список литературы
1. Schuster K., Groß K., Vossen R., Richert A. and Jeschke S. ”Preparing for Industry 4.0 – Collaborative Virtual Learning Environments in Engineering Education“, in Engineering Education 4.0. Cham : Springer International Publishing, 2016. P. 477–489.
2. Siemens. ”Digital Twin“, https://www.plm.automation.siemens.com/global/en/ourstory/glossary/digital-twin/24465.
3. Kritzinger W., Karner M., Traar G., Henjes J., and Sihn W. ”Digital Twin in manufacturing: A categorical literature review and classification“, IFAC-PapersOnLine. Vol. 51. № 11. P. 1016–1022. 2018. https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2018.08.474.
4. Liljaniemi A. and Paavilainen H. “Using Digital Twin Technology in Engineering Education – Course Concept to Explore Benefits and Barriers” Open Engineering. Vol. 10. № 1. P. 377–385. May 2020. https://doi.org/10.1515/eng-2020-0040.
5. Павличева Е. Н. Применение интеллектуальных цифровых двойников вузов при формировании индивидуальных траекторий обучения // Культура: теория и практика. 2023. № 1 (52).
6. Павличева Е. Н., Ромашкова О. Н. Информационные процессы поддержки принятия решений в многоуровневых образовательных системах. Москва : Издательство «ОнтоПринт», 2022. 156 с.
7. Павличева Е. Н., Ромашкова О. Н. Программно-информационное обеспечение поддержки принятия решений в многоуровневых образовательных системах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2022. № 10. С. 99–103.
8. Makarova A., Pavlicheva E. The methodology of using information technology and visualisations to optimize and improve management in the effectiveness of a student’s work in the laboratory // E3S Web of Conferences 225, 07001 (2021). Corrosion in the Oil & Gas Industry 2020. P. 1–3.
9. Pavlicheva E. N., Romashkova O. N. Model of functioning of information system for institute of distance education of specialists of onboard communications. В сборнике: 2019 Systems of Signals Generating and Processing in the Field of on Board Communications, SOSG 2019. С. 8706783.
10. Romashkova O. N., Pavlicheva E. N. Resource management in distance and mobile education systems. В сборнике: CEUR Workshop Proceedings 9. Сер. ”Selected Papers of the Proceedings of the 9th International Conference Information and Telecommunication Technologies and Mathematical Modeling of High-Tech Systems, ITTMM 2019“. 2019. С. 102–108.
11. Павличева Е. Н. Выбор образовательных информационных и справочных ресурсов для дистанционного обучения // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2021. № 1. С. 80–88.
12. Павличева Е. Н. Развитие информационных ресурсов для обеспечения непрерывного образования и передачи знаний в технических университетах // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 3 (51). С. 50–55.
13. Joshua J. (2017). Information Bodies: Computational Anxiety in Neal Stephenson’s Snow Crash. Interdisciplinary Literary Studies. 19 (1). 17–47. https://doi.org/10.5325/intelitestud.19.1.0017
14. Merriam-Webster. (n. d.). That’s So Meta: Things are about to get meta. Retrieved February 15, 2023, from https://www.merriam-webster.com/words-at-play/meta-adjectiveself-referential.
15. Díaz J. E. M., Saldaña C. A. D., & Avila, C. A. R. (2020). Virtual world as a resource for hybrid education. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 15 (15). https://doi.org/10.3991/ijet.v15i15.13025
16. Márquez I. (2011). Metaversos y educación: Second Life como plataforma educativa. Revista ICONO14. Revista Científica de Comunicación y Tecnologías Emergentes, 9 (2), 151. https://doi.org/10.7195/ri14.v9i2.30
17. Vázquez-Cano E. & Sevillano-García M. L. (2018). Lugares y espacios para el uso educativo y ubicuo de los dispositivos digitales móviles en la Educación Superior. Edutec. Revista Electrónica de Tecnología Educativa, 62. https://doi.org/10.21556/edutec.2017.62.1007
18. Zuckerberg M. (n. d.). The metaverse and how we will build it together – Connect 2021. Retrieved February 15, 2023, from https://www.youtube.com/watch?v=Uvufun6xer8.
19. Bojic L. (2022). Metaverse through the prism of power and addiction: what will happen when the virtual world becomes more attractive than reality? European Journal of Futures Research, 10 (1), 22. https://doi.org/10.1186/s40309-022-00208-4
20. O’Reilly T. (2007) What Is Web 2.0? Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. Communications & Strategies, 65, 17–37.
21. Nath K., Iswary R., & Borah P. (2015, February). What Comes after Web 3.0? Web 4.0 and the Future.
22. Wolfram C. (n. d.). Q&A: Conrad Wolfram on communicating with apps in Web 3.0. Retrieved February 7, 2023, from http://www.itpro.co.uk/621535/qa-conrad-wolfram-oncommunicating-with-apps-in-Web-30.
23. Murray A., Kim D., & Combs J. (2023). The promise of a decentralized internet: What is Web3 and how can firms prepare? Business Horizons, 66 (2), 191–202. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2022.06.002
24. Zhao Y., Jiang J., Chen Y., Liu R., Yang Y., Xue X., & Chen S. (2022). Metaverse: Perspectives from graphics, interactions and visualization. Visual Informatics, 6 (1), 56–67. https://doi.org/10.1016/j.visinf.2022.03.002
25. Duan H., Li J., Fan S., Lin Z., Wu X., & Cai W. (2021). Metaverse for Social Good. Proceedings of the 29th ACM International Conference on Multimedia, 153–161. https://doi.org/10.1145/3474085.3479238
26. Жильцов В. А. Технологии метавселенных в языковом обучении: возможности и перспективы // Филологическое образование в цифровую эпоху: опыт актуализации образовательных программ. Сборник тезисов Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 46–49.
27. Жильцов В. А., Павличева Е. Н. Такос: технологии виртуальных симуляторов в современном дистанционном образовании // Информационные ресурсы России. 2015. № 1. С. 32–36.
28. Павличева Е. Н., Жильцов В. А. Применение технологий виртуальных симуляторов в дистанционном обучении лингвистическим дисциплинам // Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции 20–21 ноября 2014 г. «Современные технологии и управление» / Светлый Яр: ФГБОУ ВО МГУТУ им. К. Г. Разумовского, 2014. С. 482–485.
29. Greenwold S. (2003). Spatial Computing. MIT Graduate Thesis [MIT Graduate Thesis, Massachusetts Institute of Technology]. https://acg.media.mit.edu/people/simong/thesis/SpatialComputing.pdf
30. Cipresso P., Giglioli I. A. C., Raya M. A., & Riva G. (2018). The Past, Present, and Future of Virtual and Augmented Reality Research: A Network and Cluster Analysis of the Literature. Frontiers in Psychology, 9. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02086
Рецензия
Для цитирования:
Павличева Е.Н., Жильцов В.А. Использование платформ виртуальной реальности для поддержки принятия решений в многоуровневых образовательных системах. Научные и технические библиотеки. 2023;(7):64-81. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-7-64-81
For citation:
Pavlicheva E.N., Zhiltsov V.A. Virtual reality platforms to support decision-making in multilevel educational systems. Scientific and Technical Libraries. 2023;(7):64-81. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-7-64-81