Технологии виртуальной реальности в образовательной деятельности Кемеровского государственного института культуры
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-8-141-165
Аннотация
Развитие технологий виртуальной реальности (VR) обусловило актуальность и целесообразность их апробации в образовательной деятельности Кемеровского государственного института культуры (КемГИК). VR обеспечивает наглядность излагаемого материала, даёт возможность донести информацию о сложных процессах и явлениях, продемонстрировать интерьеры зданий, музыкальные инструменты, архитектурные объекты, географические локации, создать иллюзию нахождения в воображаемом пространстве. Цель исследования – показать возможности применения технологии VR в образовательной, воспитательной, творческой и профессиональной деятельности вуза.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в разработке и апробировании технологии VR в деятельности вуза культуры.
В исследовании применялись научные методы анализа документопотока, контент-анализа сайтов вузов, подведомственных Министерству культуры РФ, метод контент-анализа текстовых источников по формированию и использованию VR в образовательной практике, метод анализа использования VR-технологий в деятельности КемГИК.
Рассмотрены VR-проекты, разработанные для основных направлений обучения в КемГИК. Представлено описание дисциплины «VR-технологии» для обучающихся на образовательных программах различных направлений подготовки. Приведены примеры применения VR-технологии в профессиональной и внеучебной деятельности образовательного учреждения высшей школы.
Применение VR-технологий в образовательном процессе даёт возможность сохранить объекты культурного наследия в цифровой форме, представить их привлекательными для других пользователей. Содержание дисциплины «VR-технологии» обеспечивает формирование актуальных навыков создания современных продуктов с использованием 3D-моделей. Дальнейшая разработка VR-проектов с учётом возможностей применения VR-технологии в образовательном процессе КемГИК является перспективным направлением дальнейших исследований.
Об авторах
С. В. ЧеломбиткоРоссия
Челомбитко Светлана Владимировна – канд. пед. наук, доцент, доцент Кемеровского государственного института культуры
Кемерово
С. И. Гусев
Россия
Гусев Сергей Иванович – доктор мед. наук, доцент ВАК, профессор Кемеровского государственного института культуры
Кемерово
Е. И. Боброва
Россия
Боброва Елена Ивановна – канд. пед. наук, доцент, директор научной библиотеки Кемеровского государственного института культуры
Кемерово
Список литературы
1. Справочник библиотекаря. Кн. 1. Интерактивные и мультимедийные технологии продвижения чтения. Санкт-Петербург : Профессия, 2021. 160 с.
2. Каленчук А. Виртуальная школа: как историю и физику можно изучать с помощью VR и AR // Хайтек. 2022. 4 мая. URL: https://hightech.fm/2022/05/04/vr-ar-school (дата обращения: 25.12.2022).
3. Дуничев Д. Как VR-технологии влияют на образование. URL: https://www.unipage.net/ru/vr_in_education (дата обращения: 25.12.2022).
4. Уроки будущего: VR-технологии Varwin в школах. URL: https://slddigital.com/article/chto-budushee-nam-gotovit-vr-tehnologii-varwin-v-shkolah/ (дата обращения: 25.12.2022).
5. Ерохина Е. Как в школах и вузах учат с помощью виртуальной и дополненной реальности // Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru/media/education/kak-v-shkolakh-ivuzakh-uchat-s-pomoshchyu-virtualnoy-i-dopolnennoy-realnosti/ (дата обращения: 25.12.2022).
6. Боброва Е. И. Программное и техническое обеспечение проекта «Библиотека нового поколения творческого вуза» в Кемеровском государственном институте культуре // Библиосфера. 2022. № 3. С. 49–56.
7. Савкина С. В. Технология подготовки мультимедийных библиотечных продуктов : учебное пособие. Кемерово: Кем. гос. ин-т культуры, 2021. 112 с.
8. Савкина С. В. Интерактивные мультимедийные продукты библиотек: формирование умений технологии подготовки у бакалавров библиотечно-информационной деятельности // Библиосфера. 2018. № 4. С. 119–123.
9. Тараненко Л. Г., Дворовенко О. В., Савкина С. В., Игишева Ю. А., Миронова Л. О., Боброва Е. И. Трансформация библиотечно-информационной деятельности под воздействием цифровой среды : монография. Кемерово : КемГИК, 2021. 299 с.
10. Fominykh M., Prasolova-Forland E. Immersive Job Taste: a Concept of Demonstrating Workplaces with Virtual Reality // IEEE VR 2019: conference on Virtual Reality and 3D User Interfaces (VR). Osaka, 2019. P. 1600–1605.
11. Савкина С. В. Мультимедийные продукты в библиотечно-информационном обслуживании: отечественный и зарубежный опыт // Библиосфера. 2022. № 2. С. 56–65.
12. Смирнов А. С., Фадеев К. А., Аликовская Т. А., Тумялис А. В., Голохваст К. С. Технологии виртуальной реальности в образовательном процессе: перспективы и опасности // Информатика и образование. 2020. № 6. С. 4–16.
13. Гурьянов С. Новое VRемя: зачем школьникам виртуальная реальность // Известия. 2022. 8 января. URL: https://iz.ru/1268085/sergei-gurianov/novoe-vremia-zachemshkolnikam-virtualnaia-realnost (дата обращения: 19.03.2023).
14. Хукаленко Ю. С. VR-технологии в школах: зачем это нужно. URL: https://ntinews.ru/upload/iblock/a3a/a3ad68e4465af3cef0ae379f3e03e038.pdf (дата обращения: 25.12.2022).
15. Челомбитко С. В. Технология подготовки краеведческих VR-продуктов // Развитие кадрового потенциала библиотек Российской Федерации в условиях цифровой экономики: сборник статей / сост. и науч. ред. Л. Г. Тараненко, О. В. Дворовенко, А. Ш. Меркулова. Москва : Директ-Медиа, 2023. С. 121–127.
16. Как в школах и вузах учат с помощью виртуальной и дополненной реальности. URL: https://skillbox.ru/media/education/kak-v-shkolakh-i-vuzakh-uchat-s-pomoshchyuvirtualnoy-i-dopolnennoy-realnosti/ (дата обращения: 25.12.2022).
17. Шевчук М. В., Шевченко В. Г., Зорина А. А. Проектирование образовательного процесса на основе технологий виртуальной реальности // Информатика в школе. 2020. № 10 (163). С. 19–31.
18. Шунков А. В., Дворовенко О. В., Григоренко Н. Н., Борздун В. Н. Цифровизация образования в творческом вузе: идеи и реализация // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 60. С. 190–198.
19. Шелтрекова Я. В., Прокопов В. Л. Мультимедийные технологии как выразительное средство в создании сценического пространства в драматическом спектакле // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 56. С. 147–153.
20. Григорьев С. Г., Родионов М. А., Кочеткова О. А. Образовательные возможности технологий дополненной и виртуальной реальности. Информатика и образование 2021;36(10):43-56. doi: 10.32517/0234-0453-2021-36-10-43-56
Рецензия
Для цитирования:
Челомбитко С.В., Гусев С.И., Боброва Е.И. Технологии виртуальной реальности в образовательной деятельности Кемеровского государственного института культуры. Научные и технические библиотеки. 2023;(8):141-165. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-8-141-165
For citation:
Chelombitko S.V., Gusev S.I., Bobrova E.I. The virtual reality technologies in the educational processes in Kemerovo State Institute of Culture. Scientific and Technical Libraries. 2023;(8):141-165. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-8-141-165