Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Культура открытой науки: международные программы и платформы обучения

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-11-99-120

Аннотация

Для динамично развивающейся академической и образовательной среды требуются специалисты, способные работать в условиях интенсивного развития информационной инфраструктуры открытой науки: находить, анализировать и синтезировать разнородную информацию, обрабатывать структурированные и неструктурированные исследовательские данные, оформлять результаты научных исследований и предоставлять их в открытом доступе, взаимодействовать в научных соцсетях, ориентироваться в иных вопросах, связанных с концепцией открытой науки. Исследуются программы, формы, способы и практики обучения специалистов в области открытой науки, подготовленные в рамках международных инициативных проектов и организаций (FOSTER, Creative Commons, Digital Curation Center, COS и др.), а также отдельными учреждениями/университетами (Университет им. Гумбольдта, Делфтский технический университет). Приведены лучшие практики онлайн-обучения культуре открытой науки. Предложен проект программы повышения квалификации

«Культура открытой науки», рассчитанной на учёных, аспирантов, преподавателей и библиотечных специалистов. Программу можно использовать при подготовке кадров и практико-ориентированном обучении по дополнительным профессиональным программам, а также при переподготовке профильных специалистов. Исследование создаёт предпосылки для создания системы обучения специалистов различным аспектам открытой науки. Система может быть внедрена в научных и образовательных организациях.

Об авторе

Н. С. Редькина
ГПНТБ СО РАН
Россия

Редькина Наталья Степановна – доктор пед. наук, главный научный сотрудник, заведующая отделом научных исследований открытой науки ГПНТБ СО РАН

Новосибирск



Список литературы

1. The citation advantage of linking publications to research data / Colavizza G. [et al.] // PLoS ONE. 2020. Vol. 15. № 4. e0230416. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0230416

2. Открытый доступ: история, современное состояние и путь к открытой науке / М. В. Вахрушев, М. В. Гончаров, И. И. Засурский [и др.] ; под общ. и научн. ред. Я. Л. Шрайберга. 2-е изд. Санкт-Петербург : Лань, 2021. 168 с.

3. Редькина Н. С. Библиотека в информационной инфраструктуре открытой науки. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2022. 228 с.

4. Colavizza G., Hrynaszkiewicz I., Staden I., Whitaker K., McGillivray B. The citation advantage of linking publications to research data // PLoS ONE. 2020. Vol. 15. No 4. e0230416. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0230416

5. Трищенко Н. Д. Трансформация системы научной коммуникации под влиянием открытого доступа: текущий статус, предпосылки перемен, эффекты и перспективы развития // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2019. № 4. С. 23–34.

6. First draft of the UNESCO Recommendation on Open Science. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374837 (дата обращения: 18.05.2023).

7. Бредихин С. В., Сварчевская М. В. Тренды мировой научно-технической политики в I квартале 2023 года. URL: https://issek.hse.ru/news/831201264.html (дата обращения: 18.05.2023).

8. Шевченко Л. Б. Открытая наука: учёные – «за», а библиотекари? // Научные и технические библиотеки. 2023. № 2. С. 113–131. doi: 10.33186/1027-3689-2023-2-113-131

9. Лопатина Н. В., Алтухова Г. А. Библиотечно-информационное образование: ориентиры на профессиональную стандартизацию. Бакалавриат // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 5 (103). С. 156–163. doi: 10.24412/1997-0803-2021-5103-156-163

10. Барышев Р. А. Формирование модели цифровых компетенций сотрудников университетских библиотек // Научные и технические библиотеки. 2021. № 9. С. 129–149.

11. Библиотекарь будущего: модель компетенций // Университетская книга. 2021. № 7. С. 59–63. Научные и технические библиотеки, 2023, № 11 117

12. Карауш А. С. Профессиональные требования для библиотекаря в области информационных технологий // Вестник ВНИИДАД. 2021. № 2. С. 48–52.

13. Пилко И. С. Развитие цифровых навыков библиотечных специалистов в дистанционном формате // Библиотековедение. 2021. Т. 70. № 5. С. 539–550.

14. Крулев А. А. Новые компетенции информационных работников в условиях цифровизации каналов коммуникации // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 2. C. 154–157.

15. Laner B. Open access transition: a view through the lens of a librarian // Austrian Journal of Political Science. 2021. 49 (4). Р. 15–20. doi: 10.15203/ozp.3552.vol49iss4

16. Large-Scale Text Understanding Systems Lab (LaSTUS) @ TALN – Universitat Pompeu Fabra (UPF). URL: https://github.com/LaSTUS-TALN-UPF (дата обращения: 03.05.2023).

17. Creative Commons Certificate. URL: https://certificates.creativecommons.org/ (дата обращения: 03.05.2023).

18. Introducing the CODATA-RDA Schools of Research Data Science. URL: https://codata.org/initiatives/data-skills/research-data-science-summer-schools/ (дата обращения: 03.05.2023).

19. Open Educational Resources (OER) toolkit. URL: https://www.ala.org/aasl/sites/ala.org.aasl/files/content/advocacy/tools/docs/OER%20Toolkit_191105.pdf (дата обращения: 03.05.2023).

20. Horizon 2020: programme – guidelines to the rules on open access to scientific publications and open access to research data in Horizon 2020. 2017. URL: https://web.archive.org/web/20180414170704/http://ec.europa.eu/research/participants/data/ref/h2020/grants_manual/hi/oa_pilot/h2020-hi-oa-pilot-guide_en.pdf (дата обращения: 03.05.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Редькина Н.С. Культура открытой науки: международные программы и платформы обучения. Научные и технические библиотеки. 2023;1(11):99-120. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-11-99-120

For citation:


Redkina N.S. The open science culture: World programs and learning platforms. Scientific and Technical Libraries. 2023;1(11):99-120. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-11-99-120

Просмотров: 555


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)