Информационная культура подростков в контексте современной парадигмы образования
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-12-130-148
Аннотация
Рост информационных потоков и расширение информационного пространства привели к тому, что информация стала легкодоступной. Возникла потребность в её фильтрации, критическом осмыслении, применении чётких критериев оценки. Подрастающее поколение должно овладеть умениями и навыками выявления, анализа и использования достоверной информации для обеспечения жизнедеятельности и успешного функционирования в обществе. Несмотря на активное пользование интернет-ресурсами, подростки демонстрируют невысокий уровень информационной культуры. Требование к её формированию зафиксировано в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС) в предметных областях «Математика и информатика», «Литература». Представленные результаты регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников – республиканской олимпиады по информационной культуре личности (Республика Бурятия) – позволяют выявить несоответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС. Аналогов олимпиады по данному направлению нет в других регионах России, что определяет практическую значимость исследования и необходимость его внедрения в остальных субъектах РФ. Авторами применено несколько методов исследования для оценки информационной грамотности: эмпирические (наблюдение, сравнение), теоретические (анализ, обобщение). Основой для анализа послужили ответы старшеклассников Республики Бурятия на задания разной степени сложности, которые выявили ряд проблем. Новизна исследования заключается в характеристике информационной культуры и выявлении основных проблем учащихся Бурятии, конкретизации и углублении полученных данных, поиске новых направлений изучения информационной культуры в региональном аспекте.
Об авторах
Е. А. КучмуруковаРоссия
Кучмурукова Екатерина Александровна – канд. ист. наук, доцент, декан Гуманитарно-информационного факультета,
Улан-Удэ.
Г. А. Шаньгинова
Россия
Шаньгинова Галина Алексеевна – канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов,
Улан-Удэ.
В. В. Кучмуруков
Россия
Кучмуруков Всеволод Всеволодович – канд. культурологии, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов,
Улан-Удэ.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 30.05.2023).
2. Bhardwaj R. K. Information literacy literature in the social sciences and humanities: a bibliometric study // Information and Learning Sciences. 2017. Vol. 118. № 1/2. P. 67–89.
3. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности : международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5 (64). С. 58–69.
4. Onyancha O. B. Knowledge visualization and mapping of information literacy, 1975–2018 // IFLA journal. 2020. Vol. 46. № 2. P. 107–123.
5. Flierl M., Maybee C. Refining information literacy practice: examining the foundations of information literacy theory // IFLA journal. 2020. Vol. 46. № 2. P. 124–132.
6. Walsh A. Playful learning for information literacy development // IFLA journal. 2020. Vol. 46. № 2. P. 143–150.
7. Nowrin S., Robinson L., Bawden D. Multi-lingual and multi-cultural information literacy: perspectives, models and good practice // Global Knowledge, Memory and Communication. 2019. Vol. 68. № 3. P. 207–222.
8. Chen L. C., Huang T.-W., Chen Y.-H. The effects of inquiry-based information literacy instruction on memory and comprehension: a longitudinal study // Library & Information Science Research. 2017. № 4. P. 256–266.
9. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 1. Вып. 11–12. (Приложение к журналу «Школьная библиотека»). Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. 352 с.
10. Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Основы информационной культуры школьника : учебно-методический комплекс для учащихся 1–2 классов общеобразовательных организаций. Москва : РШБА, 2014. 208 с. + CD-ROM (Сер. 1 «Профессиональная библиотека школьного библиотекаря»).
11. Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Основы информационной культуры школьника : учебно-методический комплекс для учащихся 3–4 классов общеобразовательных организаций. Москва: РШБА, 2014. 344 с. + CD-ROM (Сер. 1 «Профессиональная библиотека школьного библиотекаря»).
12. Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Основы информационной культуры школьника : учебно-методический комплекс для учащихся 5–7 классов общеобразовательных организаций. Москва : РШБА, 2017. 432 с. (Сер. 1. Вып. 4).
13. Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Основы информационной культуры школьника : учебно-методический комплекс для учащихся 8–9 классов общеобразовательных организаций. Москва : РШБА, 2020. Ч. 1. 272 с. (Сер. 1 «Профессиональная библиотека школьного библиотекаря». Вып. 2).
14. Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Основы информационной культуры школьника : учебно-методический комплекс для учащихся 8–9 классов общеобразовательных организаций. Москва : РШБА, 2020. Ч. 2. 312 с. (Сер. 1 «Профессиональная библиотека школьного библиотекаря». Вып. 2).
15. Saunders L., Severyn J., Caron J. Don't they teach that in high school? Examining the high school to college information literacy gap // Library & Information Science Research. 2017. № 4. P. 276–283.
16. Кучмурукова Е. А., Шаньгинова Г. А. Информационная культура старшеклассников // Библиотечное дело – 2013: библиотечно-информационная деятельность в современной системе информации, документных коммуникаций и культуры : материалы Восемнадцатой междунар. науч. конф. Ч. 1. Москва, 2013. С. 233–235.
17. Кучмурукова Е. А., Шаньгинова Г. А. Проблемы подготовки библиотечных кадров в Восточно-Сибирском государственном институте культуры на современном этапе // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 29. С. 255–262.
Рецензия
Для цитирования:
Кучмурукова Е.А., Шаньгинова Г.А., Кучмуруков В.В. Информационная культура подростков в контексте современной парадигмы образования. Научные и технические библиотеки. 2023;(12):130-148. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-12-130-148
For citation:
Kuchmurukova E.A., Shanginova G.A., Kuchmurukov V.V. The information culture of teenagers in the context of modern education paradigm. Scientific and Technical Libraries. 2023;(12):130-148. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-12-130-148