Модель отбора информационных ресурсов на базе теории поколений, наукометрии и факторной методики исследования личности как инструмент развития глобальных цифровых платформ
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-1-15-50
Аннотация
В статье рассматривается методология развития глобальных цифровых платформ в рамках перехода Российской Федерации к информационному обществу. Благодаря применению теории поколений, статистики Росстата и Министерства высшего образования показано, что наиболее перспективным классом глобальных цифровых платформ является тот, в который входят адаптивные электронно-образовательные системы, учитывающие индивидуальные особенности обучаемого, и информационно-библиотечные системы, обеспечивающие предоставление данных для формирования учебного материала. Исследованы необходимые критерии для трансформации информационнобиблиотечных систем в умные библиотеки. На базе критериев разработан алгоритм отбора научной, учебной литературы, базирующийся на кластерном анализе данных, полученных с помощью многофакторного тестирования личности Р. Кеттела, формы C. Изучается выбор литературы с последующим формированием усреднённых типичных профилей пользователей по укрупнённым направлениям подготовки. Уменьшение выборки поиска достигается за счёт применения модифицированного метода оценки научного индекса цитирования для научных конференций и научных журналов, нового подхода к выбору монографий и учебных пособий, а также использования типичных эмоционально-психологических профилей пользователей. Представлены рекомендации по внедрению данных результатов на территории СНГ и дружественных РФ стран.
Ключевые слова
Об авторах
И. М. ЛернерРоссия
Лернер Илья Михайлович – канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры нанотехнологий в электронике, Институт радиоэлектроники, фотоники и цифровых технологий
Е. А. Карелина
Россия
Карелина Екатерина Александровна – канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Института экономики и финансов
С. Г. Григорьев
Россия
Григорьев Сергей Георгиевич – доктор техн. наук, профессор, член- корреспондент РАО, почётный работник высшей школы РФ, профессор департамента информатики, управления и технологии Института цифрового образования
Ф. Ю. Байков
Россия
Байков Фёдор Юрьевич – младший научный сотрудник управления координации научных исследований
С. С. Дымкова
Россия
Дымкова Светлана Сергеевна – канд. техн. наук, заместитель начальника отдела организации научной работы и публикационной активности, научно-исследовательская часть
В. И. Ильин
Россия
Ильин Владимир Иванович – канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры электроэнергетики и электротехники
Список литературы
1. Атурин В. В., Мога И. С., Смагулова С. М. Управление цифровой трансформацией: научные подходы и экономическая политика // Управленец. 2020. Т. 11. № 2. С. 67–76.
2. Шрайберг Я. Л. Особенные компоненты цифровой трансформации общества, активно влияющие на технологические и поведенческие модели деятельности современных библиотек (Ежегодный доклад Седьмого международного профессионального форума «Сочи-2023») // Научные и технические библиотеки. 2023. № 8. С. 13–84. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-8-13-84
3. Yoo Y., Henfridsson O., Lyytinen K. The new organizing logic of digital innovation: An agenda for information systems research // Information Systems Research. 2010. Vol. 21. No 4. P. 724–735. doi: 10.1287/isre.1100.0322
4. Edelman D., Singer M. Competing on customer journeys: You have to create new value at every step // Harvard Business Review. 2015. Vol. 93. No 11. P. 88–98.
5. Морозова Ю. А. Интеллектуальный анализ данных о вакансиях для выявления актуальных потребностей рынка труда // Информатика и образование. 2022. Т. 37. № 5. С. 26–37. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2022-37-5-26-37
6. Graham M., Hjorth I., Lehdonvirta V. Digital labour and development: Impacts of global digital labour platforms and the gig economy on worker livelihoods // Transfer: European Review of Labour and Research. 2017. Vol. 23. No 2. P. 135–162. https://doi.org/10.1177/1024258916687250
7. Lehdonvirta V. Algorithms that divide and unite: delocalization, identity, and collective action in ‘microwork’ / In: Flecker J (ed.) Space, Place and Global Digital Work. London : Palgrave-Macmillan, 2016. P. 53–80.
8. Lehdonvirta V., Hjorth I., Graham M. et al. Online labour markets and the persistence of personal networks: evidence from workers in Southeast Asia // American Sociological Association Annual Meeting 2015, Chicago, 22–25 August.
9. Лясников Н. В., Буркальцева Д. Д. Формирование в России цифровой экономики: проблемы развития систем управления // Экономика и социум: Современные модели развития. 2019. T. 9. № 3. C. 28–47.
10. Чеха В. В. Цифровые платформы как новые субъекты образовательных отношений // Наука и школа. 2021. № 3. С. 81–93.
11. Фёдоров А. А., Куркин С. А., Храмова М. В., Храмов А. Е. Нейротехнологии и искусственный интеллект как ключевые факторы кастомизации жизненно-образовательного маршрута // Информатика и образование. 2023. Т. 38. № 3. С. 5–15. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2023-38-3-5-15
12. Троицкая О. Н., Вохтомина Е. Д. Методика применения цифровых инструментов для разработки образовательного контента в соответствии с заданной целью обучения // Информатика и образование. 2023. Т. 38. № 2. С. 26–34. https://doi.org/10.32517/02340453-2023-38-2-26-34
13. Лернер И. М., Кадушкин В. В., Сычёв А. С. и др. Модель адаптивной педагогической системы обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху, осваивающих технические специальности // Высшее образование сегодня. 2021. № 11–12. С. 88–101. https://doi.org/10.18137/RNU.HET.21.11-12.P.088
14. Смирнов Е. Н., Лукьянов С. А. Формирование и развитие глобального рынка систем искусственного интеллекта // Экономика региона. 2019. Т. 15. Вып. 1. С. 57–69.
15. Павличева Е. Н., Жильцов В. А. Использование платформ виртуальной реальности для поддержки принятия решений в многоуровневых образовательных системах // Научные и технические библиотеки. 2023. № 7. С. 64–81. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-7-64-81
16. Лакизо И. Г. Современные зарубежные исследования информационных потребностей студентов высших учебных заведений (обзор публикаций) // Научные и технические библиотеки. 2023. № 5. С. 112–132. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-5-112132
17. Howe N., Strauss W. Generations: the history of America's future, 1584 to 2069. N. Y. : William Morrow & Company, 1991. 600 р.
18. Strauss W., Howe N. The Fourth Turing. An American Prophecy. N. Y. : Broadway Books, 1997. 318 p.
19. Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 1. С. 108–114.
20. Бухарбаева А. Р., Сергеева Л. В. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25. № 4. С. 787–796. doi: 10.22363/2312-9220-2020-25-4-787-796
21. Мирошкина М. Р. Интерпретации теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 30–35.
22. Яшкова Е. В., Синева Н. Л., Соколов В. А. Теория поколений: особенности управления сотрудниками в современном мире // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70 (2). С. 353–357.
23. Самоукина Н. В. Теория поколений в российском менеджменте. Лучшие практики управления разновозрастными командами: подбор, обучение, мотивация : монография. Москва : РУСАЙНС, 2018. 186 с.
24. Gen Z, Milennials, Gen X., Baby Boomers. Generation Birth Years // Jason Dorsey Official Site: Acclaimed Researcher and Speaker. URL: https://jasondorsey.com/aboutgenerations/generations-birth-years/ (дата обращения: 12.09.2023).
25. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту // Информационно-аналитические материалы. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284 (дата обращения: 12.09.2023).
26. Пирамиды населения народов мира 2023. Возрастная-половая пирамида. URL: https://population-pyramid.net/ (дата обращения: 12.09.2023).
27. Солнцева А. В. Теория поколений и коммуникационный менеджмент // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2007. № 5. С. 80–85.
28. Павлинов И. А., Валейко В. П., Скодорова Л. К. и др. Цифровое общество: Коллективная монография. Тирасполь : Изд-во Приднестр. ун-та, 2017. 152 с.
29. Исследование рынка онлайн-образования в России. Москва : Barometer, 2020. 51 c.
30. Ван С. Исследование построения университетской интеллектуальной библиотеки на основе микросервисной архитектуры // Наука и бизнес: пути развития. 2022. № 1 (127). С. 8–11.
31. Wilson T. D. Human Information Behaviour // Information science. 2000. Vol. 3. No 2. P. 49–55. https://doi.org/10.28945/576
32. Kuhlthau C., Spink A., Cool C. Exploration into Stages in the Information Search Process in Online Information Retrieval: Communication between Users and Intermediaries // Proceedings of the ASIS Annual Meeting. 1992. Vol. 29. P. 67–71. https://dl.acm.org/doi/10.5555/145841.145876
33. Krikelas J. Information-Seeking Behavior: Patterns and Concepts // Drexel Library Quarterly. 1983. Vol. 19. No 2. P. 5–20.
34. Leckie G. J., Pettigrew K. E., Sylvain C. Modeling the information seeking of professionals: a general model derived from research on engineers, health care professionals, and lawyers // Library Quarterly. 1996. Vol. 66. No 2. P. 161–193. https://doi.org/10.1086/602864
35. Robson A., Robinson L. Building on models of information behaviour: linking information seeking and communication // Journal of Documentation. 2013. Vol. 69. № 2. P. 169–193. https://doi.org/10.1108/00220411311300039
36. Лернер И. М., Ильин Г. И., Зиатдинова Я. Ф. и др. Особенности в обучении инвалидов по слуху в высшей школе по техническим специальностям // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. № 4 (36). С. 120–126.
37. Lerner I. M., Kondratyev V. V., Kadushkin V. V. et al. Information technologies in the formation of clusters of perception of information in students with hearing impairments // Informatics and Education. 2019. № 8. P. 57–63. doi: 10.32517/0234-0453-2019-34-857-63
38. Акчелов Е. О., Галанина Е. В. Новый подход к геймификации в образовании // Векторы благополучия: экономика и социум. 2019. № 1 (32). С. 117–132.
39. Вербах К., Хантер Д. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. 224 с.
40. Дымкова С. С. Алгоритм повышения публикационной активности организации в рамках научных конференций // Информационные ресурсы России. 2019. № 3 (169). С. 21–26. EDN MCDYRA.
41. Dymkova S. S. The increase “visibility” of scientific research results in the framework of international conference SYNHROINFO // 2018 Systems of Signal Synchronization, Generating and Processing in Telecommunications (SYNCHROINFO), Minsk, 2018. P. 1–5. https://doi.org/10.1109/SYNCHROINFO.2018.8456996
42. Dymkova S. S. Identifying and Implementing Successful Scientific Projects, in the Framework of “IEEE Technology and Engineering Management Society” Events // 2020 International Conference on Engineering Management of Communication and Technology (EMCTECH), Vienna, Austria, 2020. P. 1–7. https://doi.org/10.1109/EMCTECH49634.2020.9261533
43. Dymkova S. Collaboration enhancing between industry staff and university researchers in international scientific communications system // 2022 International Conference on Engineering Management of Communication and Technology (EMCTECH), Vienna, Austria, 2022. P. 1–7. https://doi.org/10.1109/EMCTECH55220.2022.9934069
44. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттела. СПб. : Речь, 2001. 112 с.
45. Навалихина А. И. Тест на определение ведущей модальности восприятия с целью применения в сфере образования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2022. № 3. С. 192–204. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2022.3.16
46. Число иностранных студентов в России за три года выросло на 26 тысяч // Министерство науки и высшего образования РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/presscenter/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46158/ (дата обращения: 12.09.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Лернер И.М., Карелина Е.А., Григорьев С.Г., Байков Ф.Ю., Дымкова С.С., Ильин В.И. Модель отбора информационных ресурсов на базе теории поколений, наукометрии и факторной методики исследования личности как инструмент развития глобальных цифровых платформ. Научные и технические библиотеки. 2024;1(1):15-50. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-1-15-50
For citation:
Lerner I.M., Karelina E.A., Grigoryev S.G., Baikov F.Y., Dymkova S.S., Ilyin V.I. The model of information resources selection based on the generation theory, scientometrics and personality study factor method as an instrument for developing global digital platforms. Scientific and Technical Libraries. 2024;1(1):15-50. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-1-15-50