Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Развитие поисково-аналитических компетенций магистрантов при подготовке научных обзоров

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-10-34-58

Аннотация

На сегодняшний день подготовка научных обзоров не является сильной стороной российских исследователей. Во многом это связано с недостаточной сформированностью исследовательской компетентности студентовмагистров, в частности, с поисково-аналитическими компетенциями, соответствующими действенно-операционному компоненту компетентности. Для выхода из сложившейся ситуации в качестве основы обучения специалистов предлагается разработанная и успешно апробированная ранее методика подбора публикаций для подготовки научных обзоров, состоящая из пяти этапов: построение стартовой выборки, её расширение, усечение, анализ и финальный отбор. Проведённый на малых группах педагогический эксперимент показал значительное повышение уровня исследовательских компетенций среди студентов магистратуры, проходивших разработанный на основе данной методики специализированный курс «Научные коммуникации». Обучение, полученное экспериментальной группой, способствовало развитию компетенций, необходимых для эффективного поиска и анализа научной информации. Дальнейшее внедрение предложенной методики позволит улучшить образовательную среду для развития исследовательской компетентности магистров.

Об авторах

А. В. Малышева
Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере
Россия

Малышева Александра Валерьевна – младший научный сотрудник лаборатории наукометрии и научных коммуникаций

Москва



А. Е. Рыхторова
ГПНТБ СО РАН
Россия

Рыхторова Анна Евгеньевна – младший научный сотрудник отдела научных исследований открытой науки

Новосибирск



П. Ю. Блинов
Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере
Россия

Блинов Павел Юрьевич – канд. техн. наук, старший научный сотрудник лаборатории наукометрии и научных коммуникаций

Москва



А. Е. Гуськов
Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере
Россия

Гуськов Андрей Евгеньевич – канд. техн. наук, заведующий лабораторией наукометрии и научных коммуникаций

Москва



Список литературы

1. Юдина О. В. Сальникова О. С. К вопросу о формировании компетенций у магистрантов // Инновационная наука. 2016. №. 12–3. С. 123–124.

2. Каюмова М. С., Ксембаева С. К., Фоминых Н. Ю. Исследовательские компетенции магистрантов: сущность и структура понятия // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 111–113.

3. Узденова А. А. Научно-исследовательская практика как компонент системы формирования исследовательской компетентности магистрантов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 1. С. 79–83.

4. Вохрышева М. Г. Стратегии формирования научно-исследовательской компетентности магистрантов в области библиотечно-информационной деятельности // Интеграция требований ФГОС ВО (3++) и профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ: новое содержание и качество образования : материалы XLVI научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников СГИК. Самара, 2019. C. 128–132.

5. Tongjie J., Jiabin Zh. Exploring senior engineering students’ engineering identity: the impact of practice-oriented learning experiences // International Journal of STEM Education. 2023. 10 (1). С. 1–14. https://doi.org/10.1186/s40594-023-00439-2.

6. Галустян О. В. и др. Понятия компетенции и компетентности в современной педагогике // Гуманитарные науки. 2019. № 2 (46). С. 10–14.

7. Качалова Л. П. Исследовательская компетенция магистрантов: структурносодержательный анализ // Дискуссия. 2015. № 3 (55). С. 118–122.

8. Ярыгина Н. А. Повышение качества образования в магистратуре посредством формирования исследовательской компетенции магистрантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. № 5 (16). С. 235–239.

9. Комиссарова С. А. Научно-исследовательская практика магистрантов: методика практического применения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 17. С. 300–305.

10. Карта компетенций исследователей (в том числе руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий). Утверждена Межведомственной рабочей группой по формированию и развитию центров развития компетенций научных, научно-технических проектов и лабораторий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (протокол от 26 июня 2019. № 4). Москва, 2019. URL: https://ноц.рф/storage/app/public/289/Карта-компетенций.pdf (дата обращения: 21.01.2024).

11. Гончарук Н. П., Сагдеева Г. С. Формирование научно-исследовательской компетенции будущих специалистов // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 3 (16). С. 315–320.

12. Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Обзор как перспективный вид научной публикации, его типы и характеристики // Научный редактор и издатель. 2019. № 3–4 (4). C. 131–139.

13. Wicakso R., Prasetiyo H. Digital competence for students in the networking society 5.0: A systematic review // Journal Civics: Media Kajian Kewarganegaraan. 2023. № 2 (20). С. 412–425. https://doi.org/10.21831/jc.v20i2.51673.

14. Мжельский А. А., Москалёва О. В. Научная кооперация как фактор, влияющий на цитируемость статьи. Аналитический обзор // Управление наукой: теория и практика. 2020. № 3 (2). C. 138–164.

15. Гуськов А. Е., Косяков Д. В., Багирова А. В. 50 самых высокоцитируемых обзоров 2013–2017 гг. // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2021. № 7. С. 22–36.

16. Ciraso-Calí A. et al. The Research Competence: Acquisition and Development Among Undergraduates in Education Sciences / Ciraso-Calí A., Martínez-Fernández J. R., París-Mañas G., Sánchez-Martí A., García-Ravidá L. B. // Front. Educ. 2022. Vol. 7. P. 836165. DOI 10.3389/feduc.2022.836165.

17. Малышева А. В., Косяков Д. В., Гуськов А. Е. Методика формирования выборки публикаций для подготовки научных обзоров // Научные и технические библиотеки. 2022. № 11. С. 56–81.

18. Saunders M. V., Jamieson L. M. Contextual Framework for Developing Research Competence: Piloting a Validated Classroom Model // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. 2020. № 3 (20). https://doi.org/10.14434/josotl.v20i3.24487.

19. Shukshina I. T. et al. Potential of case-technology in the formation of students’ research competence in practice-oriented learning // Política e Gestão Educacional. 2022. № 2 (26). https://doi.org/10.22633/rpge.v26iesp.2.16555.


Рецензия

Для цитирования:


Малышева А.В., Рыхторова А.Е., Блинов П.Ю., Гуськов А.Е. Развитие поисково-аналитических компетенций магистрантов при подготовке научных обзоров. Научные и технические библиотеки. 2024;(10):34-58. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-10-34-58

For citation:


Malysheva A.V., Rykhtorova A.E., Blinov P.Y., Guskov A.E. Building search and analytical competences of master’s students for scientific reviewing. Scientific and Technical Libraries. 2024;(10):34-58. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-10-34-58

Просмотров: 339


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)