Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Готовность выпускников направления «Библиотечно-информационная деятельность» к популяризации открытой науки

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-11-141-159

Аннотация

Структура научного процесса, адаптирующегося под концепцию открытой науки, активно меняется. Предполагается, что активными участниками таких изменений являются библиотека и библиотекари. Учитывая объёмы и разнообразную специфику компетенций, которые могут быть необходимы библиотекарю-библиографу для работы в рамках открытой науки, на данном этапе предлагается разделить её на несколько основных направлений: методическая поддержка, аналитическая деятельность, а также популяризация открытой науки. Ввиду достаточно серьёзной разработанности вопросов, касающихся компетенций библиотечных специалистов, связанных с методической поддержкой и аналитической деятельностью в рамках открытой науки, цель данной работы – составить представление о компетенциях, необходимых для популяризации открытой науки, а также оценить, насколько новые поколения библиотечных специалистов готовы к такой деятельности. Для этого на основании существующей практики продвижения открытой науки были выделены навыки, требующиеся для такой деятельности, а также сформулированы четыре компетенции (и индикаторы знаний, умений и навыков, необходимых для их освоения): 1) способен ориентироваться в тенденциях развития открытой науки; 2) способен к организации деятельности в рамках гражданской науки, социального партнёрства с соблюдением действующих правовых норм в области авторских и смежных прав, законодательства о персональных данных; 3) готов к организации научно-просветительских мероприятий, проведению мероприятий в рамках проектов гражданской науки, созданию и распространению контента, объясняющего принципы открытой науки для различных категорий общества; 4) способен понимать и воспроизводить современные формы и методы популяризации открытой науки. Исходя из ФГОС 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» и программ обучения в вузах были определены компетенции, в рамках которых обучающиеся могли получить необходимые представления. В статье представлены результаты опроса «Компетенции библиотекарей в условиях развития открытой науки», проведённого в 2024 г. Отделом научных исследований открытой науки ГПНТБ СО РАН среди бакалавров 4 курса по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Полученные результаты свидетельствуют, что выпускники способны понимать коммуникативную составляющую и, в некоторой степени, социальную ориентацию открытой науки, а также готовы к организации научно-просветительских мероприятий и распространению контента, объясняющего принципы открытого доступа. Однако они испытывают затруднения относительно организации деятельности в рамках гражданской науки, социального партнёрства и соблюдения действующих правовых норм в области авторских и смежных прав, транслирования коммуникативной составляющей и социальной ориентации открытой науки. По итогам анкетирования был разработан бесплатный краткий обучающий курс, а также начата работа по созданию углублённой программы обучения, раскрывающей вопросы, вызвавшие у респондентов затруднения.

Об авторе

А. Е. Рыхторова
ГПНТБ СО РАН
Россия

Рыхторова Анна Евгеньевна – младший научный сотрудник отдела научных исследований открытой науки

Новосибирск



Список литературы

1. Jones P. A Case Study: Investing in Open Scholarly Infrastructure in Ireland Will Save Time and Money. It’ll Also Be Good for Research // The Scholary Kitchen. May 2, 2024. URL: https://scholarlykitchen.sspnet.org/2024/05/02/a-case-study-investing-in-openscholarly-infrastructure-in-ireland-will-save-time-and-money-itll-also-be-good-for-research (дата обращения: 14.05.2024).

2. Шрайберг Я. Л. Четвёртая промышленная революция на информационном пространстве библиотек и университетов: аспекты искусственного интеллекта, робототехники и трансформации авторского права : пленарный доклад председателя Оргкомитета Двадцать пятой Международной конференции и выставки «LIBCOM-2021» (Москва, 20–24 декабря 2021 г.). Москва : ГПНТБ России, 2022. 24 с.

3. Редькина Н. С. Библиотека в информационной инфраструктуре открытой науки : монография / Н. С. Редькина ; рецензенты: Я. Л. Шрайберг, О. Л. Лаврик; Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2022. 228 с. DOI 10.20913/338-7-2022.

4. UNESCO Recommendation on Open Science. UNESCO, 2021. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000379949.locale=en (дата обращения: 14.05.2024).

5. Open science outlook 1: status and trends around the world. UNESCO. 2023. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000387324 (дата обращения: 14.05.2024).

6. Gema Bueno de la Fuente. Libraries: roles and opportunities on Open Science // FOSTER. 2016. URL: https://www.fosteropenscience.eu/content/libraries-roles-andopportunities-open-science (дата обращения: 14.05.2024).

7. Li Liu, Wenyun Liu. The engagement of academic libraries in open science: A systematic review // The Journal of Academic Librarianship. 2023. Vol. 49. Iss. 3, 102711. https://doi.org/10.1016/j.acalib.2023.102711.

8. Редькина Н. С. Цифровые компетенции библиотекарей в экосистеме открытой науки. Библиосфера. 2023. № 2. С. 25–34. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-2-25-34.

9. Поляков А. М. Деятельность учёного как популяризатора науки в современной медиасфере // Студенческая наука и XXI век. 2020. Том 17, № 1–2 (19). С. 166–168.

10. Citizen Science Skilling for Library Staff, Researchers, and the Public: Part of the four part book series: Citizen Science for Research Libraries – A Guide / Section Editor Jitka Stilund Hansen. LIBER Citizen Science Working Group. 2021. https://doi.org/10.25815/hf0m2a57.

11. Kaarsted T. et al. How European Research Libraries Can Support Citizen-Enhanced Open Science // Open Information Science. 2023. Vol. 7. № 1, 20220146. https://doi.org/10.1515/opis-2022-0146.

12. Borghi J., & Van Gulick A. Promoting Open Science Through Research Data Management // Harvard Data Science Review. 2022. № 4 (3). https://doi.org/10.1162/99608f92.9497f68e.

13. Van der Graaf M. Open Science Services by Research Libraries: Organisational perspectives; a LIBER and ADBU report, 2023. URL: https://libereurope.eu/wpcontent/uploads/Open-Science-services-by-Research-Libraries-organisationalperspectives.pdf (дата обращения: 14.05.2024).

14. Robson S., Baum M. et al. Promoting Open Science: A Holistic Approach to Changing Behaviour // Collabra: Psychology. 2021. № 7 (1), 30137. https://doi.org/10.1525/collabra.30137.

15. Hilburger Christina. Library’s ‘Year of Open Science’ initiative promotes research access, collaboration // Fredonia, State University of New York. 27 october, 2023. URL: https://www.fredonia.edu/news/articles/library%E2%80%99s-%E2%80%98year-openscience%E2%80%99-initiative-promotes-research-access-collaboration (дата обращения: 14.05.2024).

16. ФГОС 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 1182 (ред. от 08.02.2021). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-51-03-06-bibliotechno-informacionnayadeyatelnost-1182/ (дата обращения: 14.05.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Рыхторова А.Е. Готовность выпускников направления «Библиотечно-информационная деятельность» к популяризации открытой науки. Научные и технические библиотеки. 2024;(11):141-159. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-11-141-159

For citation:


Rykhtorova A.E. Readiness of the graduates’ of Library and Information Activities Departments for open science facilitation. Scientific and Technical Libraries. 2024;(11):141-159. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-11-141-159

Просмотров: 238


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)