Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Модель коммуникативного цикла Роберта Дарнтона: вызовы цифровой эпохи

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-6-40-55

Аннотация

   Модель коммуникативного цикла Роберта Дарнтона, изначально разработанная для анализа практик книгоиздания в период с 1500 по 1800 гг., на протяжении долгого времени была ключевым инструментом для значительного числа историко-книжных и медиаисследований, позволяя комплексно изучать взаимодействие авторов, издателей, книготорговцев и читателей в историческом контексте. Однако с наступлением цифровой эпохи, характеризующейся массовой цифровизацией, появлением онлайн-платформ, самоиздания и социальных медиа, традиционная структура ролей и функций в книжной коммуникации подверглась радикальной трансформации. В цифровом пространстве читатели могут напрямую взаимодействовать с авторами, формируя востребованность текстов ещё до их официальной публикации, а платформы и алгоритмы всё чаще берут на себя функции посредников, влияя на продвижение и доступность контента. Это приводит к дезинтермедиации классической цепочки взаимодействия и появлению новых агентов, предлагающих набор сервисов для авторов и читателей. В статье обсуждаются основные вызовы и изменения, которые вносит цифровая эпоха в модель Дарнтона, демонстрируются новые роли, которые играют платформы, социальные медиа и алгоритмы. На основе этого автор рассматривает различные варианты адаптации модели Дарнтона к новым реалиям, подчёркивая её эвристическую ценность для междисциплинарных исследований и формулируя перспективы дальнейшего развития в условиях стремительно меняющегося медиаландшафта. Несмотря на радикальную перестройку ролей, модель Дарнтона сохраняет методологическую значимость и служит важным ориентиром в исследовании современной книжной коммуникации.

Об авторе

С. В. Козлов
ГПНТБ СО РАН
Россия

Сергей Васильевич Козлов, канд. ист. наук, старший научный сотрудник, заместитель директора по научной работе

Новосибирск



Список литературы

1. Darnton R. What is the History of Books? // Daedalus. 1982. Vol. 111. No. 3. Representations and Realities (Summer, 1982). P. 65–83.

2. Darnton R. “What is the History of Books?” revisited // Modern Intellectual History. 2007. Vol. 4. No. 3. P. 495–508.

3. Murray P. R., Squires C. The Digital Publishing Communications Circuit // Book 2.0. 2013. Vol. 3, No. 1. P. 3–23. DOI: 10.1386/btwo.3.1.3_1.

4. Pecoskie J., Hill H. Beyond Traditional Publishing Models: An Examination of the Relationships between Authors, Readers, and Publishers // Journal of Documentation. 2015. Vol. 71. No. 3. P. 609–626.

5. Стаф И. К. История книги и история литературы: проблемы взаимодействия // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 217. С. 99–111.

6. Венедиктова Т. Новости из истории книги // Новое литературное обозрение. 2019. № 5 (159). С. 338–346.

7. Мутьев В. А. Книговедение и история книги: современные исследовательские подходы : учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2023. 39 с.

8. Березняков Д. В., Козлов С. В. Переоткрывая классику: модель коммуникативного цикла Роберта Дарнтона // Научные и технические библиотеки. 2023. № 11. С. 121–140. DOI: 10.33186/1027-3689-2023-11-121-140.

9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Москва: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

10. Benkler Y. The Wealth of Networks: How Social Production Transforms Markets and Freedom. New Haven and London: Yale University Press, 2006. 515 p.

11. Turkle S. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet Turkle S. life on the screen: identity in the age of the Internet. New York: Simon & Schuster, 1995. 347 p.

12. Rainie L., Wellman B. Networked: The New Social Operating System. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2012. 358 p.

13. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа. Москва: Рипол-Классик, 2019. 384 с.

14. Коломиец В. П. Медиатизация как трансформация управленческих практик медиа-индустрии // Книга. Чтение. Медиасреда. 2023. № 1 (1). С. 14–20. DOI: 10.20913/BRM-1-1-2.

15. Томпсон Дж. Б. Торговцы культурой: Книгоиздательский бизнес в XXI веке. Москва: Новое литературное обозрение, 2023. 480 с.

16. Bhaskar M. The Content Machine: Towards a Theory of Publishing from the Printing Press to the Digital Network. New York: Anthem Press, 2013. 226 p.

17. Van der Weel A. The Communications Circuit Revisited // Jaarboek voor Nederlandse Boekgeschiedenis. 2001. Jaargang 8. P. 13–25.

18. Finkelstein D., McCleery A. An Introduction to Book History. New York: Routledge, 2005. 166 p.

19. Hillesund T. Reading Books in the Digital Age subsequent to Amazon, Google and the long tail // First Monday, 2007. Vol. 12. № 9. https://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/view/2012 DOI: 10.5210/fm.v12i9.2012.

20. Soressi A. Analysing the Impact of Social Media on the Publishing Industry: The Disruption of Darnton’s Model of the Communications Circuit of the Book. URL: https://studenttheses.uu.nl/bitstream/handle/20.500.12932/37731/Soressi%20Anna%20Thesis.pdf?sequence=1&isAllowed=y


Рецензия

Для цитирования:


Козлов С.В. Модель коммуникативного цикла Роберта Дарнтона: вызовы цифровой эпохи. Научные и технические библиотеки. 2025;(6):40-55. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-6-40-55

For citation:


Kozlov S.V. Robert Darnton's “Communications Circuit”: The Challenges of the Digital Age. Scientific and Technical Libraries. 2025;(6):40-55. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-6-40-55

Просмотров: 137


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)