Формирование научного мировоззрения молодёжи на базе публичной библиотеки
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-2-52-59
Аннотация
Рассмотрена проблема формирования научного мировоззрения молодого поколения в контексте нормативных документов национального и международного уровня. На основе изучения теоретических и практических взглядов на проблему в статье проведена мысль о том, что публичные библиотеки могут внести большой вклад в формирование и укрепление научного мировоззрения молодёжи. В связи с этим также подчёркнута необходимость создания организационных механизмов, способствующих формированию научной грамотности, важность которой обусловлена мировоззренческими, политическими, экономическими, образовательными трансформациями в социальной жизни. Предложены современные форматы приобщения молодёжи к научному знанию. Рассмотрены такие форматы, как лекции, мастер-классы, кинолектории, конференции и семинары, освещающие тематику естественных, технических и технологических наук. Отмечено, что библиотекам, музеям, научно-просветительским организациям на основе партнёрства предстоит многое сделать для того, чтобы молодёжь приобрела интерес к научному знанию и в дальнейшем смогла принимать осознанное решение о применении своих талантов и способностей в научной деятельности. Сделан вывод о том, что в условиях динамичного развития информационных технологий системная работа по поляризации науки и научных знаний превращает библиотеку в важнейший центр интеллектуальной жизни общества.
Об авторе
И. А. ПавличенкоРоссия
Павличенко Ирина Андреевна, заведующая Центральной библиотекой им. М. Ю. Лермонтова (Санкт-Петербург);
Список литературы
1. UNESCO. «Декларации о науке и использовании научных знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unesco.org/science/wcs/declaration_r.pdf (Загл. с экрана).
2. Варганова Г. В., Плавко И. А. Научная грамотность населения: социальный вызов и институциональные решения [Электронный ресурс] / Г. В. Варганова, И. А. Плавко // Истор. и соц.-образоват. мысль. – 2016. – T. 8, № 1/1. – С. 128-133. – Режим доступа: http://www.hist-edu.ruhttp://www.akademus07.ru. (Загл. с экрана).
3. Luokkala B. Exploring science through science fiction / Luokkala B. – New York : Springer, 2013. – 241 p.
4. Researching popular science: more diverse than the limitations of apparent publishing "booms" // Public Understanding of Science. – 2013. – № 3. – Р. 516–520.
5. Vrana R. Promotion of scientific literacy and popularization of science with support of libraries and INTERNET services. – Режим доступа: ecil2013.ilconf.org›wp-content/uploads/2013/11. (Загл. с экрана).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (1–4 кл.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф. – документы/543. (Загл. с экрана).
7. Варганова Г. В., Плавко И. А. Популяризация науки в общедоступных библиотеках // Тр. ГПНТБ СО РАН. – 2015. – № 8. – С. 288–293.
8. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) : [Электронный ресурс]. – Москва, 1995–2018. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/sobitiya115/4994-otkrytiespetsializirovannogo-zala-populyarnaya-nauka.html
Рецензия
Для цитирования:
Павличенко И.А. Формирование научного мировоззрения молодёжи на базе публичной библиотеки. Научные и технические библиотеки. 2019;(2):52-59. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-2-52-59
For citation:
Pavlichenko I.A. Educating scientific worldview in the young people at the public libraries. Scientific and Technical Libraries. 2019;(2):52-59. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-2-52-59