Модели компетенций для сотрудников специальных библиотек: зарубежный опыт
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-7-3-13
Аннотация
Отмечено, что распространение новых технологий и моделей коммуникации ставит под сомнение ценность библиотек и библиотекарей в цифровую эпоху. Библиотеки независимо от видовой и ведомственной принадлежности должны реагировать на вызовы времени. Отечественные и зарубежные исследования направлены на осмысление новой роли библиотеки и библиотекаря. В статье показано, как освещена эта тема применительно к специальным библиотекам; проанализированы исследования, отчёты и публикации профессиональных ассоциаций специальных библиотек, которые активно ищут решения, способствующие сохранению значимости таких библиотек в будущем; рассказано о ребрендинге, предпринятом Ассоциацией специальных библиотек (США) и Американской ассоциацией юридических библиотек.
Подчёркнуто: зарубежные специалисты уверены, что профессиональные компетенции – сильный инструмент, который поможет библиотекарям продолжить карьеру и доказать ценность своей библиотеки. В связи с этим рассмотрены модели компетенций для работников специальных библиотек, предложенные профессиональными ассоциациями. Сделан акцент на том, что для специалиста небольшой библиотеки важное значение имеют управленческие компетенции, лидерские качества и коммуникативные навыки. Отмечено, что расширение спектра компетенций библиотекарей специальных библиотек связано с изучением компетентностных моделей других профессий, которые могут быть полезны для библиотечного дела.Список литературы
1. Murray T. What's So Special About Special Libraries? / Tara E. Murray // Journal of Library Administration. – 2013. – № 53 (4). – Р. 274–282.
2. Cadmus F. The quintessential law library and librarian in the digital era / Femi Cadmus // 20 Green Bag 2d. – 2016. – Autumn. – Р. 7–11.
3. Howard К. The unique role and value of information professionals in special libraries [Electronic resource] / Katherine Howard // Australian Library and Information Association. – Electronic text data. – [Canberra, 2017]. – Mode of access: http://bit.ly/2v3tKzm. – Title from screen.
4. St. Clair G. Staffing the special library / Guy St. Clair // Handbook of information management. – 8th edition. – London: Aslib-IMI, 2005. – Р. 44–74.
5. ALA’s Core Competences of Librarianship [Electronic resource] // American Library Association. – Electronic text data. – [Chicago, 2009]. – Mode of access: http://www.ala.org/educationcareers/sites/ala.org.educationcareers/files/content/careers/corecomp/corecompetences/final-corecompstat09.pdf. – Title from screen.
6. Ammons-Stephens S. Developing Core Leadership Competencies for the Library Profession / S. Ammons-Stephens, H. J. Cole, K. Jenkins-Gibbs, C. Fraser Riehle, W. H. Weare Jr. // Library Leadership & Management. – 2009. – Vol. 23, № 2. – P. 63–74.
7. Core Competencies for 21st Century CARL Librarians [Electronic resource] // Canadian Association of Research Libraries. – Electronic text data. – Ottawa, 2010 (October). – Mode of access: http://www.carl-abrc.ca/doc/core_comp_profile-e.pdf. – Title from screen.
8. Competencies for Lifelong Learning and Professional Success // Medical Library Association – Electronic text data. – [Chicago], 2017. − Mode of access: https://www.mlanet.org/p/cm/ld/fid=1217. – Title from screen.
9. Murray Tara E. Hidden Leadership in Small Special Libraries / Tara E. Murray // Journal of Library Administration. − 2018. – № 58 (2). − Р. 183–192.
10. Competencies for Information Professionals // Special Libraries Association. – Electronic text data. – 2016 (April). – Mode of access: https://web.archive.org/web/20170321172834/http://www.sla.org/about-sla/competencies. – Title from screen.
Рецензия
Для цитирования:
Парамонова И.Е. Модели компетенций для сотрудников специальных библиотек: зарубежный опыт. Научные и технические библиотеки. 2019;(7):3-13. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-7-3-13
For citation:
Paramonova I. Competence models for special libraries’ professionals: Foreign experience. Scientific and Technical Libraries. 2019;(7):3-13. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-7-3-13