Возможности единого научно-образовательного пространства библиотек академических институтов и вузов
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-7-25-36
Аннотация
Освещена роль научных библиотек в процессе перехода от традиционной модели российской науки, объединившей весь научный потенциал в академических научно-исследовательских институтах, к западной, где университеты в равной степени осуществляют и образовательную, и научную деятельность. Сделан вывод: взаимодействие научных библиотек вуза и научно-исследовательских учреждений сегодня не рассматривается, предлагается параллельное развитие библиотек без учёта накопленного двухстороннего опыта в информационно-библиографическом обеспечении. Анализируя опыт работы библиотек в период автоматизации библиотечных процессов, автор отмечает: создана основа для дальнейшего развития информационно-библиографического обеспечения в период цифровизации – это интеграция и корпоративность. Интегрированные связи академических и университетских библиотек рассматриваются как способ, позволяющий создать единое научно-образовательное пространство. Новизна представленного материала состоит в попытке систематизировать различные формы онлайн-сервисов для создания, хранения и передачи нужной информации пользователю. Показаны возможности предоставления информации на цифровой основе при создании личных кабинетов в библиотеках научно-исследовательских и образовательных учреждений. Когда цифровая платформа для полноценной интеграции будет готова, у научных библиотек появится возможность выбирать или исключать ресурсы для библиографического обеспечения исследований.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35263.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.09.2013 № 253-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152351/
4. Захарова С. С. Информационно-библиографическое обслуживание в научно-исследовательских и образовательных учреждениях // Румянцев. чтения – 2018 : материалы междунар. науч.-практ. конф. (24–25 апр. 2018 г. Москва). – Москва : Пашков дом, 2018. – Ч. 1. – С. 285–288.
5. Харыбина Т. Н., Мохначева Ю. В., Слащева Н. А. Основные принципы развития комплексной системы информационного обеспечения науки и образования в Пущинском научном центре РАН // Информ. ресурсы России. – 2008. – № 3. – С. 22–24.
6. Собянин В. А., Дулепова Н. В. Новосибирский государственный университет как вектор развития фундаментального высшего образования // Естественно-науч. образование: взаимодействие средней и высшей шк. : сб. – Москва : Издательство Московского университета, 2012. – С. 43–64.
7. Госина Л. И. Специальная академическая библиотека в свете реформ // Библиосфера. – 2009. – № 1. – С. 17–23.
8. Кудряшова Г. Ю. Эволюция миссии библиотек отечественных высших учебных заведений. – Екатеринбург, 2004. – С. 87–108.
9. Лаврик О. Л., Калюжная Т. А., Плешакова М. А. Библиотека и вуз: опыт поддержки научных исследований // Библиотековедение. – 2017. – Т. 66, № 6. – С. 643–650.
10. Михайлова А. В. Интегративная функция вузовской библиотеки: формы реализации во внешнем информационно-образовательном пространстве // Библиосфера. – 2017. – № 1. – С. 46–51.
11. Опекунова Е. Н. Параметры оценки деятельности вузовской библиотеки в контексте изменений её задач // Там же. – С. 38–45.
12. Каленов Н. Е. Опыт БЕН РАН в информационном обеспечении научных исследований // Библиотековедение. – 2016. – Т. 65, № 3. – С. 277–286.
13. Трескова П. П. ЦНБ УРО РАН как центр информационного обеспечения науки на Урале // Информ. обеспечение науки: новые технологии : сб. науч. тр. – 2015. – С. 18–30.
14. Дубовенко В. А., Курбангалеева И. В., Юдина И. Г. Социальное партнёрство – фактор успешного развития академической библиотеки // Библиотековедение. – 2017. – Т. 66, № 5. – С. 487– 495.
15. Стукалова А. А. Сибирские библиотеки в корпорациях: проблемы и перспективы сотрудничества // Библиосфера. – 2017. – № 1. – С. 30–37.
16. Госина Л. И., Масляк Т. И., Погорелко К. П. Развитие системы обслуживания в отраслевой академической библиотеке: электронный абонемент // Науч.-техн. информ. Сер. 1. – 2006. – № 11. – С. 33–36.
17. Барышев Р. А., Бабина О. И. Сервисы личного кабинета Научной библиотеки Сибирского федерального университета для преподавателя и студента // Библиосфера. – 2015. – № 4. – С. 41–48.
18. Барышев Р. А. Статус пользователя электронной библиотеки университета: разработка понятия и критериев оценки // Там же. – 2017. – № 3. – С. 15–21.
19. Оганова Ольга Афанасьевна. WEB-кабинет учёного: основа совершенствования информационной поддержки научных исследований УрО РАН // IV Информ. шк. молодого учёного : сб. науч. тр. – Екатеринбург : ЦНБ УрО РАН, 2014. – С. 19–26.
Рецензия
Для цитирования:
Захарова С.С. Возможности единого научно-образовательного пространства библиотек академических институтов и вузов. Научные и технические библиотеки. 2019;(7):25-36. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-7-25-36
For citation:
Zakharova S. Resources of the single scientific and educational space of the libraries of academic institutes and universities. Scientific and Technical Libraries. 2019;(7):25-36. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-7-25-36