Качество подготовки библиотечных работников в контексте требований рынка труда
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-8-15-26
Аннотация
В статье на основе методологии субъектного подхода исследованы основные факторы, влияющие на оценки качества высшего образования со стороны государства, рынка труда и личности.
Показана трансформация традиционных для предыдущих этапов воспроизводства квалифицированной рабочей силы требований к соискателям вакансий; отмечено, что основными требованиями становятся метапредметные компетенции: креативность, скорость когнитивных реакций, умение работать в команде, нацеленность на результат и т.п.
Проведён анализ экспертных мнений о профессиях ближайшего будущего и на этой основе исследованы перспективы подготовки специалистов в области библиотечно-информационной деятельности. Подчёркнуто, что в широком смысле библиотека как важнейший социокультурный институт не имеет альтернатив. Приведены примеры трудовых функций, соответствующих реалиям IV Промышленной революции и призванных формировать информационную культуру общества и развивать социокультурные коммуникации.
Исследована специфика личностных предпочтений по поводу желаемого качества образования как фактора достижения жизненных целей. Отмечена тенденция сокращения числа лиц, рассматривающих высшее образование как социальный лифт. Данное обстоятельство существенно влияет и на субъективное восприятие рейтинга выбираемых специальностей высшего образования и соответствующих высших учебных заведений.
Об авторе
М. Л ЛевицкийРоссия
Левицкий Михаил Львович – академик РАО, доктор пед. наук, профессор, DBA (доктор делового администрирования – экономика), академик-секретарь отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования
Москва
Список литературы
1. Левицкий М. Л. Методологические предпосылки исследований эффективности образования // Вестн. МГПУ. Сер. Экономика. – 2016. – № 2.
2. Кугаенко А. А., Левицкий М. Л. Методы и модели определения экономической эффективности народного образования. – Москва : Прометей, 1990.
3. Независимая газета. – 2019. – 7 авг.
4. Данилюк А. Я., Факторович А. А. Цифровое общее образование. – Москва : Авторская мастерская, 2019. – С. 104.
5. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики : Анаит. отчёт к III Междунар. конф. «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки» / авт. колл. под рук. В. С. Катькало и Д. Л. Волкова ; Корпоратив. ун-т Сбербанка. – Москва : Корпоративный университет Сбербанка, 2018. – С. 29.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. №1001 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата)» : интернет-ресурс. – Режим доступа: www.garant.ru.
7. Атлас новых профессий : интернет-ресурс. – Режим доступа: www.Atlas100.ru.
8. 100 профессий будущего : интернет-ресурс. – Режим доступа: www.Rbc.ru.
9. Аналитический обзор : интернет-ресурс. – Режим доступа: www.Wciom.ru (2019).
10. Отношение молодёжи к сфере образования : социолог. исслед. ; многофункцион. молодёж. центр «Шанс», 2018. – Режим доступа: www.dmoshans.ru.
Рецензия
Для цитирования:
Левицкий М.Л. Качество подготовки библиотечных работников в контексте требований рынка труда. Научные и технические библиотеки. 2020;(8):15-26. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-8-15-26
For citation:
Levitsky M.L. Quality of library staff training in the context of labor market re-quirements. Scientific and Technical Libraries. 2020;(8):15-26. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-8-15-26