Основные принципы развития сайта научной библиотеки
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-11-165-184
Аннотация
В статье представлены направления обслуживания посетителей с помощью сайтов научных и технических библиотек. Показаны возможные варианты разделов сайта или интернет-портала, а также обосновано их наличие. Сделаны выводы о необходимости постоянного продвижения сайта в поисковых системах с целью привлечения новых пользователей. Описана возможность продвижения научных исследований в обслуживаемых библиотекой организациях путём широкого распространения информации об их разработках с помощью электронных выставок, новостных заметок и т.п. Показаны вариант личного кабинета учёного и способы обслуживания с его помощью сотрудников организаций. Личный кабинет даёт доступ к полному спектру услуг научных и технических библиотек и обладает функциями обратной связи со специалистами. Освещены методические и консультационные услуги библиотеки. Представлен новый сайт библиотеки Пущинского научного центра, предоставляющий возможность удалённого использования всех доступных ресурсов библиотеки. Сделаны выводы о необходимости дальнейшего совершенствования способов обеспечения пользователей необходимой им информацией.
Об авторе
И. А. МитрошинРоссия
Митрошин Иван Андреевич – старший научный сотрудник.
Москва.
Список литературы
1. Бескаравайная Е. В., Харыбина Т. Н. Изучение информационных потребностей пользователей как необходимый компонент сервиса научной библиотеки // Информ. ресурсы России. – 2017. – № 6. – С. 6–10.
2. Бескаравайная Е. В., Митрошин И. А., Харыбина Т. Н. Анализ востребованности информационно-патентного обеспечения пользователей в научных библиотеках // Науч. и техн. б-ки. – 2019. – № 8. – С. 20–37. – DOI: 10.33186/1027-3689-2019-8-20-37.
3. Бескаравайная Е. В., Харыбина Т. Н. Анализ информационных потребностей читателей научных библиотек на примере Пущинского научного центра Российской академии наук // Румянцевские чтения : Материалы междунар. науч.-практ. конф. Рос. гос. б-ки (12–13 апр.): в 2 ч. – 2016. – Ч. 1. – С. 71–76.
4. Шевченко Л. Б. Тенденции развития библиотечных с айтов / Л. Б. Шевченко / / Тр. ГПНТБ СО РАН. – 2018. – № 13–2. – С. 224–236.
5. Климова М. А., Бычкова Е. Ф. Вебметрическое исследование функционирования экологического раздела интернет-сайта ГПНТБ России // Науч. и техн. б-ки. – 2018. – № 12. – С. 96–107. – DOI: 10.33186/1027-3689-2018-12-96-107.
6. Малышева Е. Н. Сайты федеральных библиотек: состояние и перспективы развития с точки зрения поисковой оптимизации // Там же. – 2019. – № 11. – С. 44–61.
7. Пирумова Л. Н. Сайт библиотеки как форма информационного обслуживания в научной библиотеке // Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий : доклады III Междунар. науч. конф. – 2018. – С. 160–171.
8. Скородумов П. В., Холодев А. Ю. Анализ популярности веб-сайта научной организации с помощью различных систем сбора статистических данных // Вопр. территор. развития. – 2016. – № 1. – С. 1–10.
9. Кабакова Е. А. Веб-сайт научно-исследовательского учреждения: наполнение, посетители, развитие [Электронный ресурс] / Е. А. Кабакова, В. С. Усков // Там же. – 2014. – № 3. – Режим доступа: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1396/full.
10. Fagan J. C. The suitability of web analytics key performance indicators in the academic library environment // Journal of Academic Librarianship. 2014. – Vol. 40. – № 1. – P. 25–34.
11. Khoo M., Pagano J., Washington A., Recker M., Palmer D. R. Using web metrics to analyze digital libraries // Proceedings of the Joint Conference on Digital Libraries. – New York, 2008. – P. 375–384.
12. Ударцева О. М., Рыхторова А. Е. Использование инструментов веб-аналитики в оценке эффективных способов продвижения библиотечных ресурсов // Библиосфера. – 2018. – № 2. – С. 93–99.
13. Гендина Н. И., Колкова Н. И. Библиотека в едином информационном пространстве: необходимость создания электронных путеводителей по интернет-ресурсам // Науч. и техн. б-ки. – 2018. – № 7. – С. 43–59.
14. Базылева Е. А. ГПНТБ СО РАН – интегратор новостной научной информации // Там же. – 2017. – № 10. – С. 15–23.
15. Estrada-Cuzcano A., Alfaro-Mendives K. L. Profile of the University Professor of the National University of San Marcos and its Rertinence with the Current Demands: School Professional of Library and Information Science // Bibliotecas-revista de la escuela de bibliotecologia documentacion e informacion. – 2018. – V. 6. – № 1.
16. Missingham R. Parliamentary library and research services in the 21st century: A Delphy study // IFLA Journal. – 2011. – Vol. 37 (1). – P. 50–60.
17. Kim Y. M., Abbas J. Adoption of Library 2.0 Functionalities by Academic Libraries and Users: A Knowledge Management Perspective // Journal of academic librarianship. – V. 36. – № 3. – P. 211–218.
18. Барышев Р. А., Бабина О. И. Сервисы личного кабинета научной библиотеки Cибирского федерального университета для преподавателя и студента // Библиосфера. – 2015. – № 4. – С. 15–20.
19. Барышев Р. А. Опыт разработки смарт-библиотеки в Сибирском федеральном университете: первые итоги // Высшее образование сегодня. – 2016. – № 1. – С. 60–64.
20. Оганова О. А. WEB-кабинет учёного: основа совершенствования информационной поддержки научных исследований УрО РАН // IV Информационная школа молодого учёного : сб. науч. тр. / ЦНБ УрО РАН. – Екатеринбург. – 2014. – С. 19–26.
21. Трескова П. П. Библиотека как центр комплексного информационно-библиотечного обеспечения науки // П. П. Трескова // V Информационная школа молодого учёного : сб. науч. тр. – Екатеринбург. – 2015. – С. 7–14.
22. Кирсанова А. И. Интерактивная система комплектования библиотек УрО РАН на платформе «web-кабинет учёного» // Информационное обеспечение науки: новые технологии. – Москва. – 2017. – С. 106–115.
23. Горбич Л. Г. Информационная система «web-кабинет учёного» как интерактивная электронная библиотека // Б-ки вузов Урала: проблемы и опыт работы : науч.-практ. сб. – 2015. – С. 70–72.
24. Герасименко А. Ю. Оптимизация информационно-библиотечного обслуживания ЦНБ УрО РАН в информационной системе «web-кабинет учёного» // Информ. обеспечение науки: новые технологии : сб. / отв. ред. П. П. Трескова. – 2018. – С. 111–120.
25. Ушакова О. Б. Личный кабинет читателя как инструмент управления услугами библиотеки // Семнадцатая междунар. конф. и выставка «LBCOM-2013». «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» : тр. 2013. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/libcom13/doc/006.pdf.
26. Catlow J., Gorny M., Lewandowski R. Students as Users of Digital Libraries // Qualitative & quantitative methods in libraries. – 2015. – P. 861–869.
Рецензия
Для цитирования:
Митрошин И.А. Основные принципы развития сайта научной библиотеки. Научные и технические библиотеки. 2020;(11):165-184. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-11-165-184
For citation:
Mitroshin I.A. Key principles of developing research library’s website. Scientific and Technical Libraries. 2020;(11):165-184. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-11-165-184