Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Библиотеки в образовательном чтении школьников и студентов

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-1-77-98

Полный текст:

Аннотация

Цель представленного в статье исследования – выявить отличия практик чтения на разных образовательных ступенях и место библиотек в этих практиках. Практики чтения определяются не только новой технологической (цифровой) средой, но и институционально-организационным контекстом и социальными отношениями в образовательной среде. Исследование реализовано в стратегии case study на примере образовательных учреждений Новосибирского научного центра (Новосибирского государственного университета и Специализированного учебно-научного центра при университете). Методы сбора данных: структурированные интервью, анкетные опросы, дополненные статистической отчётностью ГПНТБ СО РАН. Большинство старшеклассников посещает библиотеку для получения обязательных учебников либо по рекомендации преподавателя. Университетская библиотека слабее включена в процесс обучения, студенты прибегают к её помощи эпизодически (поиск редких изданий), в случае отсутствия альтернативных вариантов. В качестве источника электронных документов и места поиска текстов библиотека также не является частью читательских практик; из-за необходимости вникать в особенности каждой базы и процедуры доступа студенты выбирают не их, а поисковые интернет-ресурсы. Библиотека, на взгляд студентов, нуждается в модернизации в сторону меньшей формализации и дисциплинарной строгости, большего комфорта, полифункциональности пространства читальных залов.

Об авторах

Т. Ю. Черкашина
Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет; ГПНТБ СО РАН
Россия

Черкашина Татьяна Юрьевна – канд. социол. наук, доцент, ведущий научный сотрудник ; заведующая кафедрой ; старший научный сотрудник

Новосибирск,



Е. А. Чернышова
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Россия

Чернышова Елена Алексеевна – старший преподаватель

Новосибирск,



С. Н. Лютов
ГПНТБ СО РАН
Россия

Лютов Сергей Николаевич – доктор ист. наук, проф., главный научный сотрудник

Новосибирск,



Список литературы

1. Дубин Б. Очерки по социологии культуры: Избранное / предисл., сост., подгот. текста А. И. Рейтблата. – Москва : Новое литературное обозрение, 2017. – 912 с.

2. Гудова М. Ю. Чтение как культурная практика: обоснование методологии исследования // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2014. – № 3. – С. 82–88.

3. Мелентьева Ю. П. О чтении. Размышления о теоретических аспектах чтения. – Москва : Канон+, 2014. – 184 с.Scientific and Technical Libraries, 2021, № 1 96

4. Самохина М. М. Что происходит за воротами: о некоторых результатах недавнего исследования в Российской государственной библиотеке для молодёжи // Библ. дело. – 2014. – № 15. – С. 10–14.

5. Чудинова В. П. Тенденции и содержание чтения подростков: возможности корректировки // Чтение. XXI век : коллектив. моногр. – Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015.

6. Аскарова В. Я. От научного редактора-составителя // Там же.

7. Тузовский И. Д. Антиномии чтения, грамотности и образования в информационном обществе // Там же. – С. 95–121.

8. Селиверстова Н. А. Социальные практики чтения контента интернета в студенческой среде // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 1. – С. 213–217.

9. Баринов Д. Н., Петрова А. Ю. Читательские практики студенческой молодёжи региональных вузов (на примере Смоленской области) // ALMA MATER (Вестн. высш. шк.). – 2016. – № 12. – С. 85–91.

10. Красикова Е. Г. Современный студент как пользователь библиотеки // Науч. и техн. б-ки. – 2011. – № 3. – С. 115–124.

11. Aharony N., Bar-Ilan J. (2018) Students’ academic reading preferences: An ex ploratory study // Journal of Librarianship and Information Science. – Vol. 50. – Iss. 1. – 1 March 2018. – P. 3–13.

12. Юмашева Н. Д. Чтение как практики культурного воспроизводства в студенческой среде : автореф. дис. – Москва, 2008. – Режим доступа: http://mosgu.ru/ nauchnaya/publications/2008/abstract/Yumasheva_ND.pdf.

13. Стефановская Н. А. Читательская аудитория XXI века: параметры стратификации (опыт регионального исследования) // Чтение. XXI век : коллектив. моногр. – Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015.

14. Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение в России-2008. Тенденции и проблемы. – Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008.


Рецензия

Для цитирования:


Черкашина Т.Ю., Чернышова Е.А., Лютов С.Н. Библиотеки в образовательном чтении школьников и студентов. Научные и технические библиотеки. 2021;1(1):77-98. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-1-77-98

For citation:


Cherkashina T.Yu., Chernyshova E.A., Lyutov S.N. The libraries in students’ and undergraduates’ educational reading. Scientific and Technical Libraries. 2021;1(1):77-98. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-1-77-98

Просмотров: 633


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)