Библиотеки в образовательном чтении школьников и студентов
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-1-77-98
Аннотация
Цель представленного в статье исследования – выявить отличия практик чтения на разных образовательных ступенях и место библиотек в этих практиках. Практики чтения определяются не только новой технологической (цифровой) средой, но и институционально-организационным контекстом и социальными отношениями в образовательной среде. Исследование реализовано в стратегии case study на примере образовательных учреждений Новосибирского научного центра (Новосибирского государственного университета и Специализированного учебно-научного центра при университете). Методы сбора данных: структурированные интервью, анкетные опросы, дополненные статистической отчётностью ГПНТБ СО РАН. Большинство старшеклассников посещает библиотеку для получения обязательных учебников либо по рекомендации преподавателя. Университетская библиотека слабее включена в процесс обучения, студенты прибегают к её помощи эпизодически (поиск редких изданий), в случае отсутствия альтернативных вариантов. В качестве источника электронных документов и места поиска текстов библиотека также не является частью читательских практик; из-за необходимости вникать в особенности каждой базы и процедуры доступа студенты выбирают не их, а поисковые интернет-ресурсы. Библиотека, на взгляд студентов, нуждается в модернизации в сторону меньшей формализации и дисциплинарной строгости, большего комфорта, полифункциональности пространства читальных залов.
Ключевые слова
Для цитирования:
Черкашина Т.Ю., Чернышова Е.А., Лютов С.Н. Библиотеки в образовательном чтении школьников и студентов. Научные и технические библиотеки. 2021;1(1):77-98. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-1-77-98
For citation:
Cherkashina T.Yu., Chernyshova E.A., Lyutov S.N. The libraries in students’ and undergraduates’ educational reading. Scientific and Technical Libraries. 2021;1(1):77-98. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-1-77-98