Сервисная модель цифровой (электронной) библиотеки образовательной организации
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-7-92-115
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
В работе рассмотрены теоретические, нормативные и организационные предпосылки создания электронных библиотек, а также практика их эксплуатации в различных образовательных системах мира и России. Под понятием цифровая (электронная) библиотека образовательной организации автор подразумевает комплекс организационных, программных и технологических инструментов, предназначенных для обеспечения образовательной деятельности, автоматизации основных процессов библиотечно-информационного обслуживания, интегрированных на уровне пользовательских данных с библиотечно-информационными сервисами, электронными и публичными библиотеками, цифровыми образовательными ресурсами и платформами.
При построении модели цифровой (электронной) библиотеки образовательной организации рекомендуется применять сервисный подход, позволяющий структурировать перечень услуг по сбору, обработке, хранению, представлению и передаче информации пользователям библиотеки: учащимся, педагогам, родителям и административному персоналу. Определены минимальные требования сервисной модели к составу используемых данных, в том числе из смежных информационных систем; предложен набор аналитических цифровых сервисов для оценки, прогнозирования и моделирования образовательной деятельности. Заявленные подходы эффективны для цифровой трансформации библиотеки и создания цифровых (электронных) библиотек в структуре образовательной среды.
Ключевые слова
Об авторе
Д. А. ИванченкоРоссия
Иванченко Дмитрий Алексеевич – канд. социол. наук, начальник методического отдела
Москва
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2021 № 608-р «Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года». № 12, ст. 2072. URL: https://xn--80aacacvtbthqmh0dxl.xn--p1ai/assets/files/documents/rasporyazheniepravitelstva-rf-ot-13.03.2021-n-608-r-_ob-utve.pdf (дата обращения: 24.06.2022).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: с изменениями и дополнениями. Москва : Эксмо, 2021. 192 с.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29.11.2021 № 868 «Об утверждении аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111300118 (дата обраще-ния: 22.12.2021).
4. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» // Компьютерная справочная правовая система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/403175723 (дата обращения: 10.01.2022).
5. Al-Natsheh H. T. et al. Semantic Search-by-Examples for Scientific Topic Corpus Expansion in Digital Libraries // 2017 IEEE International Conference on Data Mining Workshops (ICDMW). 2017. P. 747-756.
6. Elizarov A., Khaydarov S., Lipachev E. Scientific documents ontologies for semantic representation of digital libraries // 2017 Second Russia and Pacific Conference on Computer Technology and Applications (RPC). 2017. P. 1-5.
7. Lin D. et al. The TRUST Principles for digital repositories // Sci Data. 2020. Vol. 7. № 1. P. 144.
8. Miller A. Digital Project Preservation Plan: A Guide for Preserving Digital Humanities / Scholarship Projects // Digital Humanities Preservation Plan. 2019.
9. Wilson S. Preserving digital materials // Archives and Records. Routledge, 2021. Vol. 42. № 2. P. 209-211.
10. Beel J., Dinesh S. Real-World Recommender Systems for Academia: The Pain and Gain in Building, Operating, and Researching them. 2017. P. 12.
11. Kurlandski L., Evaluating Ml Recommender Systems without Interactions Data // Proceedings of the 52nd ACM Technical Symposium on Computer Science Education. New York, NY, USA : Association for Computing Machinery, 2021. 1381 р.
12. Eiriemiokhale K. A. Copyright Issues in a Digital Library Environment // Research Anthology on Collaboration, Digital Services, and Resource Management for the Sustainability of Libraries. IGI Global, 2021. P. 196-218.
13. Pereda Mirabal A. M. Limits on Copyright in Favor of Digital Libraries as a Supposition of the Fundamental Right of Access to Culture // Revista La Propiedad Inmaterial. 2018. Vol. 25. P. 123-140.
14. Pina P. Digital Libraries, Copyright Limitations, and Access for Purposes of Subsequent Academic Publishing: Still Standing on the Shoulders of Giants?: chapter // Scholarly Communication and the Publish or Perish Pressures of Academia. IGI Global, 2017. P. 256-278.
15. Marchionini G. et al. Content + connectivity → community: digital resources for a learning community. 1997. January 10. P. 212-220.
16. Neuman D. Learning and the digital library // Library Trends. 1997. Vol. 45. № 4. P. 687-707.
17. Spink A., Cool C. Education for Digital Libraries // D-Lib Magazine. 1999. Vol. 5. № 5. P. 62-72.
18. Makotsi R. L. Sharing resources: How library networks can help reach education goals. Book Aid International, 2005. 29 p.
19. Moran B. B., Morner C. J. Library and information center management. ABC-CLIO, 2017. 548 p.
20. Morris B. J. Administering the School Library Media Center. 2013. 580 p.
21. Chanlin L. J. Bridging children’s reading with an augmented reality story library // Libri. 2018. Vol. 68, № 3. P. 219-229.
22. Todd R. J., Kuhlthau C. C. Student learning through Ohio school libraries, Part 1: How effective school libraries help students // School Libraries Worldwide. International Association of School Librarianship, 2005. Vol. 11. № 1. P. 63-88.
23. De La Chica S. et al. Computational foundations for personalizing instruction with digital libraries // International Journal on Digital Libraries. 2008. Vol. 9. № 1. P. 3-18.
24. Mirza T., Hussain M., Hassan M. Improving Education in Rural India with the aid of Digital libraries // International Journal of Research in Advent Technology. 2018. Vol. 6. № 12. P. 3765-3769.
25. Tammaro A. M. et al. Digital Libraries in Open Education: The Italy Case // Digital Libraries and Archives / ed. Grana C., Baraldi L. Cham: Springer International Publishing, 2017. P. 32-41.
26. Shih J. L. et al. An investigation-based learning model for using digital libraries to support mobile learning activities // Electronic Library. 2011. Vol. 29. № 4. P. 488-505.
27. Abdullah A., Zainab A. N. Empowering students in information literacy practices using a collaborative digital library for school projects // Journal of Educational Media and Library Science. 2008. Vol. 46. № 1. P. 5-29.
28. Andrews J. Digital Libraries: Policy, Planning and Practice. Routledge, 2017. 306 p.
29. Arms W. Y. Digital Libraries. MIT Press, 2001. 308 p.
30. Chowdhury G. G., Chowdhury S. Introduction to Digital Libraries. Facet Publishing, 2003. 385 p.
31. Gertz J. Selection for Preservation in the Digital Age: An Overview // Microform & Imaging Review. 2001. Vol. 30. URL: https://doi.org/10.1515/MFIR.2001.48
32. Земсков А. И. Электронные библиотеки как элемент информационного общества // Научные и технические библиотеки. 2002. № 6. С. 5-15.
33. Шрайберг Я. Л., Воройский Ф. С. Новые подходы к разработке электронных библиотек // Информационные ресурсы России. 2008. № 2. С. 5-8.
34. Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Электронная информация и электронные ресурсы. Москва : ФАИР, 2007. 528 с.
35. Сукиасян Э. Р. О некоторых новых терминах и понятиях. Дискуссионные заметки // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. 2011. № 59. С. 19-21.
36. Электронная книга и электронно-библиотечные системы России (Окончание) // Бухгалтерский учёт в издательстве и полиграфии. 2011. № 2. С. 37-52.
37. ГОСТ Р 7.0.96-2016 «Электронные библиотеки. Основные виды. Структура. Технология формирования». Москва : Стандартинформ, 2016. 13 с.
38. Антопольский А. Б., Данилина Е. А., Маркарова Т. С. Правовые и технологические проблемы создания и функционирования электронных библиотек. Москва : ПАТЕНТ, 2008. 207 с.
39. ГОСТ Р 57723-2017 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения». Москва : Стандартинформ, 2017. 12 с.
40. Богданова И. Ф., Богданова Н. Ф. Электронные библиотеки: история и современность // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2017. № 1. С. 133-154.
41. Корнеева О. С. Обзор электронно-библиотечных систем для высших учебных заведений // Научный форум: Инновационная наука : сборник статей по материалам XXIII Международной научно-практической конференции. Москва : МЦНО, 2019. № 5 (23). С. 20-25.
42. Майстрович Т. В. Научные электронные библиотеки в контексте задачи формирования единого информационного пространства знаний в России // Цифровые проекты в современной информационной среде: наука и практика : сборник научных трудов. Серия «Электронная библиотека». Санкт-Петербург : Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2018. С. 41-50.
43. Давыдова О. И. Использование электронных библиотечных систем при формировании списка учебной литературы в рабочих программах преподавателей колледжа // Научная библиотека вуза в эпоху перемен: материалы III Научно-практической конференции (Орёл, 25 апреля 2019 г.). Изд-во Орловского государственного аграрного университета им. Н. В. Парахина, 2019. С. 26-31.
44. Ишаева Г. С. Опыт работы с электронно-библиотечными системами в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» // Среднее профессиональное образование в информационном обществе: материалы III научно-практической конференции (Челябинск, 1 февраля, 2018 г.). Челябинск, 2018. С. 211-213.
45. Шагеева Д. И. Опыт внедрения электронно-библиотечной системы в образовательную деятельность // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. № 3 (15). С. 71-76.
46. Разумова И. К. Российский рынок электронных ресурсов: производители и пользователи // Библиосфера. 2019. № 3. С. 47-55.
47. Brooks D. C., McCormack M. Driving Digital Transformation in Higher Education. 2020. 16 р.
48. Апрельский Е. В. и др. Информатизация высшей школы: современные подходы и инструменты реализации / под ред. Д. А. Иванченко. Москва : Октопус, 2014. 192 с.
49. Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования» // Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации / Банк документов. 2021. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd (дата обращения: 21.07.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Иванченко Д.А. Сервисная модель цифровой (электронной) библиотеки образовательной организации. Научные и технические библиотеки. 2022;(7):92-115. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-7-92-115
For citation:
Ivanchenko D.A. The service-based model of educational organization’s library. Scientific and Technical Libraries. 2022;(7):92-115. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-7-92-115
ISSN 2686-8601 (Online)