Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Роль библиотек в популяризации знаний: как сделать науку действительно открытой?

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-9-15-32

Полный текст:

Аннотация

   Современная открытая наука представляет собой экосистему, включающую такие составляющие, как открытое научное знание, научная инфраструктура, диалог с другими системами знаний и участие социальных акторов. Последнее наиболее ярко выражено через концепцию широкого участия общественности в научных исследованиях – концепцию гражданской науки. Несмотря на ориентацию библиотеки на первые две составляющие, что обусловлено её информационными функциями, она также может найти возможность встроиться в экосистему открытой науки путём коллаборации с проектами гражданской науки. Однако в России такие проекты не получили широкого распространения, что существенно сужает горизонты открытой науки как таковой.

   Цель данной статьи – проанализировать возможности вхождения библиотек в экосистему открытой науки посредством поддержки открытого участия в науке социальных акторов.

   В статье описываются препятствия, стоящие на пути развития гражданской науки как части экосистемы открытой науки и вхождения библиотек в неё. Так, слабая развитость гражданской науки в России частично может быть связана со слабым распространением научного мышления в ненаучных сферах жизни, а также закрытостью научного сообщества и его малой заинтересованностью в установлении связей с массовой аудиторией. Результаты анализа 431 сайта российских НИИ демонстрируют, что лишь около 42 % из них принимают действительное участие в популяризаторской деятельности. Кроме того, наблюдаются затруднения в распространении среди методических материалов НИИ рекомендаций, связанных с открытой и гражданской наукой. Соответственно, резкий переход к коллаборации с гражданской наукой для отечественных библиотек представляется затруднительным. В качестве первого шага предлагается серьёзная работа по популяризации как науки и научного мышления в целом, так и открытой науки, а в её контексте – гражданской науки в частности, которая будет направлена не только на общество, но и на учёных.

Об авторе

А. Е. Рыхторова
РАН
Россия

Анна Евгеньевна Рыхторова, младший научный сотрудник

СО РАН

ГПНТБ СО РАН

отдел научных исследований открытой науки

Новосибирск



Список литературы

1. Tzanova S. Changes in Academic Libraries in the Era of Open Science // Education for Information. 2020. Vol. 36. № 3. Р. 281–299. doi: 10.3233/EFI-190259

2. Astrid J., Osorio-Sanabria Mariutsi A., Alcántara-Concepción T. et al. Mapping the open access ecosystem // The Journal of Academic Librarianship. 2021. Vol. 47. № 5. 102436. doi: 10.1016/j.acalib.2021.102436

3. Zuiderwijk A., Janssen M., Davis C. Innovation with open data: Essential elements of open data ecosystems // Information Polity. 2014. № 19 (1–2). Р. 17–33. doi: 10.3233/IP-140329

4. Heimstadt M., Saunderson F., Heath T. Conceptualizing open data ecosystems: A timeline analysis of open data development in the UK // Proceedings of the international conference for E-democracy and open government (CeDEM2014). 2014. Р. 1–11.

5. UNESCO Recommendation on Open Science. UNESCO, 2021. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000379949.locale=en (дата обращения: 23. 03. 2022).

6. Чигишева О. П. Цифровая грамотность исследователя в условиях открытой науки / О. П. Чигишева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 4 (25). – С. 241–244.

7. Безуевская В. А. Открытая наука для открытой инновационной среды / В. А. Безуевская // Инновационное развитие экономики. – 2018. – № 6–3 (48). – С. 7–12.

8. Ayris P. The importance of European collaborations to support Open Science and digital library development // LIBER Quarterly. 2017. № 26 (4). 244–259. doi: 10.18352/lq.10147

9. Fecher B., Friesike S. Open science: one term, five schools of thought // Opening Science: The Evolving Guide on How the Internet is Changing Research Collaboration and Scholarly Publishing / S. Bartling, S. Friesike (eds.). Heidelberg : Springer, 2014. Р. 17–45.

10. Гуськов А. Е. Матрица задач, ресурсов и компетенций для научных библиотек / А. Е. Гуськов, Д. В. Косяков, О. В. Макеева // Библиосфера. – 2019. – № 3. – С. 35–46. doi: 10.20913/1815-3186-2019-3-35-46

11. Редькина Н. С. Векторы развития научных библиотек: обзор ключевых докладов Всемирного конгресса ИФЛА 2019 г. / Н. С. Редькина // Библиосфера. – 2020. – № 2. – С. 71–81. doi: 10.20913/1815-3186-2020-2-71-81

12. Волкова К. Ю. Анализ тенденций развития современной библиотечно-информационной инфраструктуры в условиях продолжающейся пандемии. (Обзор материалов зарубежных профессиональных изданий). (Часть 1) / К. Ю. Волкова, Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 10. – С. 15–36. doi: 10.33186/1027-3689-2020-10-15-36

13. Гончаров М. В. Открытый доступ, открытые архивы и открытая наука / М. В. Гончаров [и др.] ; под общей редакцией Я. Л. Шрайберга ; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. – Москва : ГПНТБ России, 2017. – 1 эл. опт. диск (DVD-ROM).

14. Гончаров М. В. Анализ метаданных российских репозиториев открытого доступа по научно-технической тематике с целью их использования в системе единого открытого архива информации ГПНТБ России / М. В. Гончаров, К. А. Колосов // Научные и технические библиотеки. – 2021. – № 12. – С. 15–28.

15. Фаталиев Т. Х. Вопросы обеспечения информационной безопасности в проектах гражданской науки / Т. Х. Фаталиев, Н. Н. Вердиева // Информационные технологии: проблемы и решения. – 2019. – № 4. – С. 50–55.

16. Ignat T., Cavalier D., Nickerson C. Citizen Science and Libraries: Waltzing towards a collaboration // Mitteilungen der Vereinigung Österreichischer Bibliothekarinnen und Bibliothekare. 2019. № 72 (2). Р. 328–336. doi: 10.31263/voebm.v72i2.3047

17. Масланов Е. В. Гражданская наука – наука как призвание / Е. В. Масланов, А. В. Долматов // Эпистемология и философия науки. – 2019. – Т. 56. – № 3. – С. 40–44. doi: 10.5840/EPS201956345

18. Cigarini A., Bonhoure I., Vicens J. et al. Public libraries embrace citizen science: Strengths and challenges // Library & Information Science Research. 2021. Vol. 43. № 2. 101090. doi: 10.1016/j.lisr.2021.101090

19. Сараева Н. М. Гражданская наука и международная коллаборация в социально-психологическом исследовании / Н. М. Сараева [и др.] // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2021. – Т. 6. – № 4 (24). – С. 6–33. doi: 10.38098/ipran.sep_2021_24_4_01

20. Газоян А. Г. Гражданская наука как инструмент научной коммуникации: анализ российской практики / А. Г. Газоян // Nomothetika: Философия. Социология. Право. – 2020. – № 45 (4). – С. 810–817.

21. Тихонова С. В. Конкуренция науки и лженауки в эпоху постправды / С. В. Тихонова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 18. – № 3. – С. 287–291. doi: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-287-291

22. Неустроева С. Л. Научная коммуникация: глобальный тренд или новая академическая дисциплина? / С. Л. Неустроева // Социальное пространство. – 2018. – № 5 (17). doi: 10.15838/sa.2018.5.17.12

23. Волкова А. В. Потенциал «гражданской науки» в общественно-политическом развитии / А. В. Волкова // Социально-политические исследования. – 2019. – № 1. – С. 41–50. doi: 10.24411/2658-428X-2019-10337

24. Rutjens B. T., Heine S. J., Sutton R. M. et al. Attitudes Towards Science // Advances in Experimental Social Psychology. 2018. Vol. 57. Р. 125–165. doi: 10.1016/bs.aesp.2017.08.001

25. Поляков А. М. Деятельность учёного как популяризатора науки в современной медиасфере / А. М. Поляков // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Т. 17. – № 1–2 (19). – С. 166–168.

26. Научное мышление и популяризация науки: экспертно-аналитический доклад. – М.: АНО «Национальные приоритеты», 2021. URL: https://национальныепроекты.рф/upload/iblock/doklad_God_Nauki_27_01_22.pdf (дата обращения: 24. 03. 2022).

27. Vrana R. Milovanović I., Salopek Ž. Popularization of science in public libraries in the Republic of Сroatia [Popularizacija znanosti u narodnim knjižnicama u RH] // Vjesnik Bibliotekara Hrvatske. 2021. Vol. 64. № 1. Р. 1–25. doi: 10.30754/vbh.64.1.840

28. Su X. On the Mission of Library in the New Era and the Education of Library Science int he Future / X. Su // Journal of Library Science in China. 2020. № 46 (1). Р. 53–62. doi: 10.13530/j.cnki.jlis.2020004

29. Павличенко И. А. Медиапроекты библиотек как средство трансляции научно-популярных знаний / И.А. Павличенко // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2018. – № 1 (34). – С. 105–108.

30. Cortiñas-Rovira S., Zaragoza M. D. Analysis of the presence of pseudoscience in the catalogues of public libraries in Spain [Análisis de la presencia de pseudociencia en los catálogos de las bibliotecas públicas Españolas] // Revista Espanola de Documentacion Cientifica. 2018. Vol. 41. № 1, art. no. e197. doi: 10.3989/redc.2018.1.1474

31. Вахрушев М. В. Дополненная реальность на службе популяризации и визуализации научных знаний открытого архива библиотеки / М. В. Вахрушева // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 10. – С. 51–62.


Рецензия

Для цитирования:


Рыхторова А.Е. Роль библиотек в популяризации знаний: как сделать науку действительно открытой? Научные и технические библиотеки. 2022;(9):15-32. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-9-15-32

For citation:


Rykhtorova A.E. The role of libraries in promoting knowledge: How to make science truly open? Scientific and Technical Libraries. 2022;(9):15-32. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-9-15-32

Просмотров: 187


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)