Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Мягкие навыки (soft skills) бакалавров вузов культуры в контексте компетентностного подхода: понятийно-теоретический анализ

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-9-112-126

Аннотация

   В настоящее время в библиотечно-информационной сфере актуальна образовательная парадигма, в которой важную роль играют такие понятия, как «компетентность» и «компетенция». В статье проанализированы так называемые мягкие компетенции (от англ. soft skills), которые принято считать универсальными. Особое внимание уделено наполнению мягких навыков у бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 51. 03. 06 «Библиотечно-информационная деятельность». Согласно ФГОС ВО бакалавры в сфере библиотечно-информационной деятельности должны обладать такими мягкими навыками, как способность применять системный подход для оптимального решения задач, осуществлять социальное взаимодействие, воспринимать межкультурное разнообразие общества, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития. Выявлено, что образовательный процесс пока не в полной мере удовлетворяет требованиям стандарта, так как меняется структура учебных планов, уменьшается аудиторная нагрузка для гуманитарных дисциплин. Значение мягких навыков в настоящее время возрастает, они становятся всё более значимыми при устройстве на работу, так как работодатели заинтересованы не только в хороших профессионалах, но и в специалистах, умеющих выстраивать социальные коммуникации.

Об авторах

Н. Е. Беляева
Орловский государственный институт культуры
Россия

Надежда Евгеньевна Беляева, канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой

кафедра библиотечно-информационной деятельности

Орёл



А. Л. Есипов
Орловский государственный институт культуры
Россия

Александр Леонидович Есипов, канд. пед. наук, доцент

кафедра библиотечно-информационной деятельности

Орёл



Н. А. Степанова
Орловский государственный институт культуры
Россия

Нина Анатольевна Степанова, канд. пед. наук, доцент

кафедра библиотечно-информационной деятельности

Орёл



Список литературы

1. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3–12.

2. Винникова О. А. Анализ соотнесения ведущих педагогических категорий «Компетенции» и «Знания и умения» в профессиональном образовании / О. А. Винникова // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 11. – С. 88–93.

3. Демченкова С. А. Основные подходы к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность» за рубежом и их содержательное наполнение / С. А. Демченкова // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 13. – С. 243–246.

4. Левина И. И. К вопросу развития дефиниций «компетентностный подход», «компетентность», «компетенция» / И. И. Левина // Актуальные проблемы науки и образования: теория и практика : материалы VI региональной научно-практической конференции с международным участием (17 марта 2015 г.) . – Жуковский, 2015. – С. 88–94.

5. Михеева Т. Б. «Компетенция» и «компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании / Т. Б. Михеева // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. – 2011. – № 5. – С. 110–114.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.

7. Беркович М. И. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования / М. И. Беркович, Т. А. Кофанова, С. С. Тихонова // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. – 2018. – № 4. – С. 63–68.

8. Ишков Д. Конкуренция с роботами: навыки, которые нельзя автоматизировать / Д. Ишков URL: https://incrussia.ru/specials/competition-with-robots/ (дата обращения: 11. 09. 2021).

9. Рубакин Н. А. Рубакин (Лоцман книжного моря) / Н. А. Рубакин. – Москва, 1967. – 204 с.

10. Хавкина Л. Б. Книга и библиотека / Л. Б. Хавкина. – Санкт-Петербург, 2011. – 152 с.

11. Фандо Р. А. Университет А. Л. Шанявского у истоков библиотечного образования в России / Р. А. Фандо // Библиотековедение. – 2018. – Т. 67. – № 4. – С. 453–462.

12. ФГОС ВО по направлению подготовки 51. 03. 06 «Библиотечно-информационная деятельность»: утв. Приказом Минобрнауки от 6 дек. 2017 г. № 1182 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/510306_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 11. 09. 2021).

13. Chaudhry A. S., Christopher S. G. Khoo, Wu P. et al. Trends in LIS Education: coverage of Soft Skills in Curricula // Division of Information Studies. 2008. № 8. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Trends-in-Lis-Education%3A-Coverage-of-Soft-Skills-in-Chaudhry-Khoo/0a6833b2f20b0807785f8ba406d191c9f024f560 (дата обращения: 11. 09. 2021). doi: 10.6575 / JOLIS.2008.66.01

14. Kolle S. R., Parmeshwar S. Competencies and soft skills for library professionals in information era // International Journal of Library and Information Studies. 2014. Vol. 4 (4). Oct-Dec. URL: https://www.researchgate.net/publication/286134788 (дата обращения: 11. 09. 2021).

15. Sitthisomjin J., Chaiwan J., Rongraung S. et al. Soft skills for University Library Staff in Thailand // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 112. P. 1027–1032.

16. Соколов А. В. Библиологос и библиотечно-информационное образование / А. В. Соколов, А. С. Тургаев // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 12. – С. 15–44.

17. Сулейманова Л. Библиотека как фокус / Л. Сулейцманова. URL: https://altairk.ru/new/epicenter/larisa_suleymanova__biblioteka_kak_fokus (дата обращения: 11. 09. 2021).


Рецензия

Для цитирования:


Беляева Н.Е., Есипов А.Л., Степанова Н.А. Мягкие навыки (soft skills) бакалавров вузов культуры в контексте компетентностного подхода: понятийно-теоретический анализ. Научные и технические библиотеки. 2022;(9):112-126. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-9-112-126

For citation:


Belyaeva N.E., Esipov A.L., Stepanova N.A. Soft skills of bachelors in the institutes of culture within the context of competence-based approach: The conceptual and theoretical analysis. Scientific and Technical Libraries. 2022;(9):112-126. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-9-112-126

Просмотров: 623


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)