Открытая наука: учёные – «за», а библиотекари?
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-2-113-131
Аннотация
Приведены результаты анкетирования учёных Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), а также ответов на опрос «State of Open Data» исследователей из 192 стран (2016–2022 гг.) и интервьюирования сотрудников библиотек научных учреждений СО РАН относительно их отношения к открытой науке и её информационной поддержке. Работа проводилась в рамках научно-исследовательского проекта ГПНТБ СО РАН «Разработка модели функционирования научной библиотеки в информационной экосистеме открытой науки». Выявлено, что учёные всё чаще публикуют результаты своих исследований в журналах открытого доступа (ОД), но ещё не очень хорошо ориентируются в его видах, сомневаются в качестве публикаций ОД, опасаются обмениваться данными. Учёные положительно относятся к открытой науке как системе ОД, открытых данных и программного обеспечения, открытой кооперации между учёными, открытого процесса рецензирования. Библиотекари, как показало исследование, в основном оказывают традиционные услуги по информационному обеспечению научных исследований, не стремятся предлагать новые услуги в рамках поддержки открытой науки, сомневаются в их необходимости и востребованности. Автор считает, что специалистам библиотек стоит пересмотреть своё отношение к информационной поддержке учёных в рамках открытой науки, активно изучать новые ресурсы, повышать свои компетенции, выстраивать систему комплексной информационной поддержки открытых научных исследований, что поможет библиотекам стать действительно активным участником в продвижении практик открытой науки.
Об авторе
Л. Б. ШевченкоРоссия
Шевченко Людмила Борисовна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научных исследований открытой науки ГПНТБ СО РАН.
Новосибирск
Список литературы
1. ЮНЕСКО. Предварительный проект Рекомендации ЮНЕСКО об открытой науке. 2020. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374837_rus (дата обращения: 04.05.2022 г.)
2. Засурский И. И., Трищенко Н. Д. Инфраструктура открытой науки в России и мире // Научные и технические библиотеки. 2019. № 4. С. 84–100. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-4-84-100
3. Banks G. C., Field J. G., Oswald F. L. et al. Answers to 18 Questions About Open Science Practices // J Bus Psychol. 2019. № 34. Р. 257–270. https://doi.org/10.1007/s10869-018-9547-8
4. Dulle F. W., Minishi-Majanja M. K. Researchers' perspectives on open access scholarly communication in Tanzanian public universities // SA Journal of Information Management. 2009. Vol. 11. № 4. P. a413. doi: https://doi.org/10.4102/sajim.v11i4.413
5. Ahmed A., Othman R. Readiness towards the implementation of open science initiatives in the Malaysian Comprehensive Public Universities // The Journal of Academic Librarianship. 2021. Vol. 47. № 5. 102368. https://doi.org/10.1016/j.acalib.2021.102368
6. Boock M., Todorova T. Y., Trencheva T. S., Todorova R. Bulgarian authors’ open access awareness and preferences // Library Management. 2020. Vol. 41. № 2/3. P. 91–102. https://doi.org/10.1108/LM-08-2019-0059
7. Zhu Y. Open-access policy and data-sharing practice in UK academia // Journal of Information Science. 2020. Vol. 46. № 1. P. 41–52.
8. Wicherts J. M. Data re-analysis and open data // J. Plucker & M. Makel (Eds.). Doing good social science: Trust, accuracy, transparency. American Psychological Association: Washington. 2016. URL: https://www.researchgate.net/publication/308899217_Data_reanalysis_and_open_data (дата обращения: 04.05.2022)
9. Mercer H. Almost halfway there: An analysis of the open access behaviors of academic librarians // College and Research Libraries. 2011. Vol. 72. № 5. P. 443–453. doi: 10.5860/crl-167
10. Grgić I. H., Guskić M. Croatian scientists’ awareness of predatory journals // International Journal for Educational Integrity. 2019. № 15. Article 3. doi: 10.1007/s40979-019-0041-5
11. Ifijeh G. Emergence of predatory publishing in library and information science: Issues and implications for scholarship among academic librarians in Nigeria // Bilgi Dunyasi. 2017. Vol. 18. № 1. P. 149–161. doi: 10.15612/bd.2017.572
12. Boufarss M., Laakso M. Open Sesame? Open access priorities, incentives, and policies among higher education institutions in the United Arab Emirates // Scientometrics. 2020. № 124. P. 1553–1577. doi: 10.1007/s11192-020-03529-y
13. Вахрушев М. В. и др. Открытый доступ: история, современное состояние и путь к открытой науке / М. В. Вахрушев, М. В. Гончаров, И. И. Засурский, А. И. Земсков, К. А. Колосов, И. И. Михайленко, Н. Д. Трищенко, Я. Л. Шрайберг; под общей и научной редакцией Я. Л. Шрайберга. Санкт-Петербург : Лань, 2020. 168 с.
14. Цветкова В. А., Кочукова Е. В. Открытый доступ и научная библиотека // Культура: теория и практика. 2016. № 2 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrityy-dostup-i-nauchnaya-biblioteka (дата обращения: 09.06.2022).
15. Земсков А. И. Пути научно-технических библиотек к открытому доступу (ИАТУЛ–2018) // Научные и технические библиотеки. 2019. № 1. С. 63–79. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-1-63-79
16. Boufarss M., Harviainen J. T. Librarians as gate-openers in open access publishing: A case study in the United Arab Emirates // The Journal of Academic Librarianship. 2021. Vol. 47. № 5. 102425. https://doi.org/10.1016/j.acalib.2021.102425
17. Nie H., Luo P., Fu P. Research Data Management Implementation at Peking University Library: Foster and Promote Open Science and Open Data // Data Intelligence. 2021. Vol. 3. № 1. P. 189–204. doi: https://doi.org/10.1162/dint_a_00088
18. Cox A. M. et al. Developments in research data management in academic libraries: Towards an understanding of research data service maturity // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2017. Vol. 68. № 9. P. 2182–2200.
19. Scott R. E. Open access implications for information literacy services / K. Smith (Ed.). Open access and the future of scholarly communication. Rowman & Littlefield, Lanham. 2017. P. 169–186.
20. Suri N. Academic librarian engagement with Open Access in the UK: support, advocacy and education. MSc in Information Science, London: City University of London. 2018. https://doi.org/10.17613/M6GK0B
21. Редькина Н. С. Библиотека в условиях информационной экосистемы открытой науки // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2021. № 10. С. 9–18.
22. Земсков А. И. Открытый доступ: роль библиотек // Научные и технические библиотеки. 2016. № 6. С. 41–61. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2016-6-41-61
23. Clare C. et al. Engaging researchers with data management: The cookbook. Open Book Publishers. Cambridge. 2019. https://doi.org/10.11647/OBP.0185
24. Редькина Н. С. Библиотека и открытая наука: взаимодействие // Научные и технические библиотеки. 2022. № 3. С. 105–126. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-3-105-126
25. Nature Research, Goodey G. State of Open Data Survey 2022 additional resources. 2022. figshare. Dataset. https://doi.org/10.6084/m9.figshare.21295422.v1
Рецензия
Для цитирования:
Шевченко Л.Б. Открытая наука: учёные – «за», а библиотекари? Научные и технические библиотеки. 2023;(2):113-131. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-2-113-131
For citation:
Shevchenko L.B. Open science: Scientists are in favor, what about the librarians? Scientific and Technical Libraries. 2023;(2):113-131. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-2-113-131