«Привлечённый библиотекарь» (embedded librarian): литературный обзор
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-2-132-159
Аннотация
Представленная статья написана с применением предложенной ранее методики подбора публикаций для обзоров (см. «Научные и технические библиотеки». 2022. № 11. С. 56–82) Методологический подход позволил систематизировать процесс отбора публикаций, результаты которого приведены в протоколе. Описание концептуальных основ «embedded librarianship» сфокусировано на деятельностной компоненте. При визуализации исследовательского поля выделилось три главных тематических направления: библиотекарь в медицинской среде; библиотекарь, участвующий в образовательном процессе; библиотекарь, привлечённый к научным исследованиям. Полученный материал позволил сформировать условный профиль библиотекаря, практикующего «embedded», с описанием его функционала и учётом особенностей среды. Базовыми компетенциями такого специалиста являются информационная грамотность и клиентоориентированность. Дополнение базовых компетенций уникальными позволяют «embedded» библиотекарю уверенно переходить от статуса посредника между ресурсами и пользователями к статусу полноценного участника исследовательской группы. В статье предложен авторский адаптированный перевод названия концепций.
«Embedded librarianship» обладает заметным потенциалом для реализации в рамках информационного сопровождения научных исследований, связанных с подготовкой обзорных материалов. Поэтому обзор представляется информативным в первую очередь для библиотекарей, разрабатывающих библиотечные программы с использованием «embedded» информационных услуг. Концепция может применяться для организации обслуживания в научных и университетских библиотеках.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. МалышеваРоссия
Малышева Александра Валерьевна – младший научный сотрудник лаборатории наукометрии и научных коммуникаций РИЭПП.
Москва
Список литературы
1. Drewes K., Hoffman N. Academic Embedded Librarianship: An Introduction // Public Services Quarterly. 2010. Vol. 6. P. 75–82.
2. Багирова А. В., Чеснялис П. А. Информационные возможности библиотеки для медицинского сообщества: зарубежный опыт // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019. № 2. С. 54–57.
3. Dewey B. I. The embedded librarian: Strategic campus collaborations // Resource sharing & information networks. 2004. Vol. 17. № 1–2. P. 5–17.
4. Wu L., Mi M. Sustaining librarian vitality: embedded librarianship model for health sciences libraries // Medical reference services quarterly. 2013. Vol. 32. № 3. P. 257–265.
5. Shumaker D. Who let the librarians out? Embedded librarianship and the library manager // Reference & User Services Quarterly. 2009. Vol. 48. № 3. P. 239–257.
6. Каменская М. А. Эволюция информационно-библиотечного обслуживания: вопросы терминологии // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2016. № 8. С. 24–33.
7. Kesselman M. S., Watstein S. B. Creating Opportunities: Embedded Librarians // Journal of Library Administration. 2009. Vol. 49. P. 383–400.
8. Shumaker D., Tyler L. Embedded Library Services: An Initial Inquiry into Practices for Their Development, Management, and Delivery. In: Shumaker, D., et al. (eds.) Special Libraries Association Annual Conference, Denver, CO (2007).
9. Van Kessel K. Gertrude Lamb’s Pioneering Concept of the Clinical Medical Librarian // Evidence Based Library and Information Practice. 2012. Vol. 7. № 1. P. 125–128. doi: 10.18438/B8NS5G
10. Harrison J., Beraquet V. Clinical librarians, a new tribe in the UK: roles and responsibilities // Health Information & Libraries Journal. 2010. Vol. 27. № 2. P. 123–132.
11. Tan M. C., Maggio L. A. Expert searcher, teacher, content manager, and patient advocate: an exploratory study of clinical librarian roles // J Med Libr Assoc. 2013. Vol. 101. № 1. P. 63–72. doi: 10.3163/1536-5050.101.1.010
12. Brahmi F. A., Kaplan F. T. D. Embedded librarian as research team member // The Journal of Hand Surgery. 2017. Vol. 42. № 3. P. 210–212.
13. Steigerwalt K., Thompson M., Flanagan C. Creating Training for Embedded Librarians // Journal of Hospital Librarianship. 2021. Vol. 21. № 3. P. 229–244.
14. Cooper I. D., Crum J. A. New activities and changing roles of health sciences librarians: a systematic review, 1990–2012 // Journal of the Medical Library Association: JMLA. 2013. Vol. 101. № 4. P. 268.
15. Greyson D. et al. “You're just one of the group when you're embedded”: report from a mixed-method investigation of the research-embedded health librarian experience // Journal of the Medical Library Association: JMLA. 2013. Vol. 101. № 4. P. 287.
16. Brady K., Kraft M. Embedded & clinical librarianship: administrative support for vital new roles // Journal of Library Administration. 2012. Vol. 52. № 8. P. 716–730.
17. Scott R. J. Case Report A best-fit solution: transforming an NHS Library and Knowledge Service in readiness for a new hospital building without a traditional library space. 2021. Vol. 109. № 3. P. 483–489. doi: 10.5195/jmla.2021.1167
18. Pati B., Majhi S. Pragmatic implications of embedded librarianship in academics: A review of eminent literatures // Library Hi Tech News. 2018. Vol. 36. № 2. P. 11–16. doi: 10.1108/LHTN-08-2018-0052
19. Caridad-Sebastián M., Martínez-Cardama S. El. Bibliotecario integrado en el aprendizaje universitario // Profesional de la información. 2013. Vol. 22. № 2. P. 149–154.
20. York A. C., Vance J. M. Taking library instruction into the online classroom: Best practices for embedded librarians //Journal of library administration. 2009. Vol. 49. № 1–2. P. 197–209.
21. Mounce M. Working together: Academic librarians and faculty collaborating to improve students' information literacy skills: A literature review 2000–2009 // The Reference Librarian. 2010. Vol. 51. № 4. P. 300–320.
22. Pritchard P. A. The embedded science librarian: Partner in curriculum design and delivery // Journal of Library Administration. 2010. Vol. 50. № 4. P. 373–396.
23. Estela Palomino N. Ferreira Gouveia P. Righting the academic paper: A collaboration between library services and the writing centre in a Canadian academic setting // New Library World. 2011. Vol. 112. № 3–4. P. 131–140. doi: 10.1108/03074801111117032
24. Hostetler K., Luo T. Understanding Academic Librarians' One-shot Instructional Design Process Via a Delphi Study // The Journal of Academic Librarianship. 2022. Vol. 48. № 2. P. 102–501. doi 10:1016/j.acalib.2022.102501
25. Alabi J. et al. By and for us: The development of a program for peer review of teaching by and for pre-tenure librarians // Collaborative Librarianship. 2012. Vol. 4. № 4. P. 4.
26. Fitzgibbons M., Kloda L. A., Miller-Nesbitt A. Exploring the value of academic librarians’ participation in journal clubs // College & Research Libraries. 2017. Vol. 78. № 6. P. 774 –788.
27. Steele J. E. The role of the academic librarian in online courses: A case study // The Journal of Academic Librarianship. 2021. Vol. 47. № 5. P. 102–384.
28. Using augmented and virtual reality in information literacy instruction to reduce library anxiety in nontraditional and international students A. Sample Information Technology and Libraries. 2020. Vol. 39. № 1. doi: 10.6017/ital.v39i1.11723
29. Alsuqaih H. embedded librarians at a Saudi University: Assessment of actions, awareness, perceptions, and impact // The Journal of Academic Librarianship. 2020. Vol. 46. № 5. P. 102–197.
30. Corrall S. Designing Libraries for Research Collaboration in the Network World: An Exploratory Study // Liber Quarterly: The Journal of European Research Libraries. 2014. Vol. 24. № 1.
31. Jaguszewski J., Williams K. New roles for new times: Transforming liaison roles in research libraries. 2013. URL: https:// hdl.handle.net/11299/169867.
32. Carlson J., Kneale R. Embedded librarianship in the research context: Navigating new waters // College & Research Libraries News. 2011. Vol. 72. № 3. P. 167–170.
33. Association for Research Libraries. (2016). Strategic thinking and design initiative: Extended and updated report, Washington, DC: Association for Research Libraries. URL. https://www.arl.org/wp-content/uploads/2016/06/arl-strategic-thinking-and-design-initiative-extended-and-updated-report-june2016.pdf.
34. Nowviskie B. Skunks in the library: A path to production for scholarly R&D // Journal of Library Administration. 2013. Vol. 53. № 1. P. 53–66.
35. Green H., Dickson E. Expanding the Librarian's Tech Toolbox: The" Digging Deeper, Reaching Further: Librarians Empowering Users to Mine the HathiTrust Digital Library" Project // D-Lib Magazine. 2017. Vol. 23. № 5–6. doi: 10.1045/may2017-green.
36. Alvaro E. et al. E-science librarianship: Field undefined // Issues in Science & Technology Librarianship. 2011. Vol. 66. URL: https://journals.library.ualberta.ca/istl/index.php/istl/article/view/1524/1435 (дата обращения: 26.12.2022).
37. Cerny M. Digital Competences of Students of Library Studies: Comparison of Research Results for 2018–2020 // Education Sciences. 2021. Vol. 11. № 11. P. 729.
38. Chawinga W. D., Zinn S. Research data management at a public university in Malawi: the role of «three hands» // Library Management. 2020. Т. 41. № 6/7. С. 467–485.
39. Ohaji I. K., Chawner B., Yoong P. The role of a data librarian in academic and research libraries. 2019. URL. http://informationr.net/ir/24-4/paper844.html.
40. Reed R. B., Butkovich N. J. Comparison of data and informatics responsibilities and job titles between academic stem and medical librarians // Issues in Science and Technology Librarianship. 2017. Vol. 87. doi: 10.5062/F4V40SFK
41. Cox A. M., Pinfield S., Smith J. Moving a brick building: UK libraries coping with research data management as a ‘wicked’problem // Journal of Librarianship and Information Science. 2016. Vol. 48. № 1. P. 3–17.
42. Association Meeting 2017 (Fall): Information Literacy, Motivation, and Learning, by Micheal Flierl and Clarence Maybee. URL: https://www.arl.org/wp-content/uploads/2017/10/mm17fall_impact-on-student-success-Flierl-Maybee.pdf.
43. Лошков В. Клиентоориентированность, в чём суть? URL: http://www.rosbo.ru/articles.php?cat_id=2 (дата обращения: 12.08.2022).
44. Mackey T. P., Jacobson T. E. Metaliteracy: Reinventing information literacy to empower learners. American Library Association, 2014. Mandi Goodsett, Best practices for teaching and assessing critical thinking in information literacy online learning objects,The Journal of Academic Librarianship. Vol. 46. № 5. 2020. P. 102–163.
45. Information Literacy: International Perspectives, Berlin, New York : K. G. Saur, 2008. URL: https://archive.org/details/informationliter0000unse_y0p2/page/n5/mode/2up (дата обращения: 12.08.2022).
46. Нестеренко Н., Шантарин А. Контент-менеджмент. Москва : Солон-Пресс, 2014. 256 с. ISBN 978-5-91359-143-2.
47. Waraksa E. A. et al. Report of the Association of Research Libraries Strategic Thinking and Design Initiative. 2014. URL: https://www.academia.edu/10599229/Report_of_the_Association_of_Research_Libraries_Strategic_Thinking_and_Design_Initiative.
48. Линдеман Е. В., Соколова Ю. В., Таран Е. Н. Деятельность ГПНТБ России в сфере образования: направления работы и перспективы развития // Научные и технические библиотеки. 2018. № 12. С. 73–82.
49. Колчин П. А. Организация дистанционного обучения в цифровой среде (на примере Государственной публичной научно-технической библиотеки России) // Информационные технологии в науке, бизнесе и образовании. Проблемы обеспечения цифрового суверенитета государства: материалы XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, Москва, 26–28 ноября 2020 года. Москва : Московский государственный лингвистический университет, 2021. С. 151–156.
50. Багирова А. В., Чеснялис П. А., Юстус С. В. Отраслевое справочно-библиографическое обслуживание в современной системе научных коммуникаций // Культура: теория и практика. 2019. № 2 (30). С. 18.
Рецензия
Для цитирования:
Малышева А.В. «Привлечённый библиотекарь» (embedded librarian): литературный обзор. Научные и технические библиотеки. 2023;(2):132-159. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-2-132-159
For citation:
Malysheva A.V. “Embedded librarian”: A review of literature. Scientific and Technical Libraries. 2023;(2):132-159. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-2-132-159