Продвижение открытой науки библиотеками на примере ГПНТБ СО РАН (начальный этап)
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-7-82-101
Аннотация
В научном сообществе преобладает заинтересованность в инициативах открытого доступа (ОД), а не в открытой науке в целом. Указано на недостаточное методическое обеспечение научных кадров материалами, связанными с организацией исследований в рамках открытой науки, этике проведения исследований в рамках гражданской науки и иными составляющими открытого научного знания и участия социальных акторов. В связи с этим объясняется текущая актуальность интенсификации усилий по продвижению открытой науки как экосистемы. Результаты анализа предлагают три основных блока, группирующих деятельность библиотеки в рамках открытой науки: методическая поддержка и образование; массовая работа и маркетинг; работа с правовой и бизнес-информацией. В зависимости от структуры и кадрового потенциала библиотеки работу по каждому из направлений можно как разделить по подразделениям – от методических отделов и отделов массовой работы до центров поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ), – так и выборочно сосредоточить в одном. Кроме того, частичное пересечение таких блоков выделяется в деятельность по интеграции библиотеки в исследовательский процесс. Первым шагом по продвижению открытой науки как целого является разработка платформы «Библиотека для открытой науки», выполняемая отделом научных исследований открытой науки ГПНТБ СО РАН с 2022 г.
Ключевые слова
Об авторе
А. Е. РыхтороваРоссия
Рыхторова Анна Евгеньевна – младший научный сотрудник отдела научных исследований открытой науки
Новосибирск
Список литературы
1. UNESCO Recommendation on Open Science. UNESCO, 2021. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000379949.locale=en (дата обращения: 08.02.2023).
2. Шрайберг Я. Л. Четвёртая промышленная революция на информационном пространстве библиотек и университетов: аспекты искуственного интеллекта, робототехники и трансформации авторского права : пленарный доклад председателя Оргкомитета Двадцать пятой Международной конференции и выставки «LIBCOM–2021» (Москва, 20–24 декабря 2021 г.). Москва : ГПНТБ России, 2022. 24 с.
3. Basson I., Simard M.-A., Ouangré Z. A., Sugimoto C. R., Larivière V. The effect of data sources on the measurement of open access: A comparison of Dimensions and the Web of Science // PLoS ONE. 2022. № 17 (3): e0265545. doi: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0265545
4. Piwowar H., Priem J., Larivière V., Alperin J. P., Matthias L., Norlander B., Farley A., West J., Haustein S. The state of OA: a large-scale analysis of the prevalence and impact of Open Access articles // PeerJ. 2018. № 6. e4375. doi: https://doi.org/10.7717/peerj.4375
5. Трищенко Н. Д. Открытый доступ к науке: анализ преимуществ и пути перехода к новой модели обмена знаниями. Москва : Ассоциация интернет-издателей ; Кабинетный учёный, 2017. 200 с.
6. O'Carroll C., Hyllseth B., Berg R. Providing researchers with the skills and competencies they need to practise Open Science / European Commission, Directorate-General for Research and Innovation. Publications Office, 2017. doi: https://data.europa.eu/doi/10.2777/121253
7. Рыхторова А. Е. Роль библиотек в популяризации знаний: как сделать науку действительно открытой? // Научные и технические библиотеки. 2022. № 9. С. 15–32. doi: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-9-15-32
8. K. De Smedt, Koureas D., Wittenburg P. FAIR Digital Objects for Science: From Data Pieces to Actionable Knowledge Units. // Publications. 2020. Vol. 8. № 2. P. 21. doi: https://doi.org/10.3390/publications8020021
9. Редькина Н. С. Векторы развития научных библиотек: обзор ключевых докладов Всемирного конгресса ИФЛА 2019 г. // Библиосфера. 2020. № 2. С. 71–81. doi: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-2-71-81
10. Волкова К. Ю., Шрайберг Я. Л. Анализ тенденций развития современной библиотечно-информационной инфраструктуры в условиях продолжающейся пандемии. (Обзор материалов зарубежных профессиональных изданий). (Часть 1) // Научные и технические библиотеки. 2020. № 10. С. 15–36. doi: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-10-15-36
11. Wang Yihan, Ye Yuming. Review on the Research of Open Science at Home and Abroad in Recent Ten Years // Nongye tushu qingbao xuebao. 2021. Vol. 33. № 10. P. 20–35. doi: https://doi.org/10.13998/j.cnki.issn1002-1248.21-0378
12. Mansour E. A. H. The Use of Social Networking Sites (SNSs) by the Faculty Members of the School of Library & Information Science, PAAET, Kuwait // The Electronic Library. 2015. № 33 (3). P. 524–546. doi: https://doi.org/10.1108/EL-06-2013-0110
13. Камнева А. В. К «коммунизму знаний»: что могут дать учёным академические социальные сети в интернете? // Проблемы деятельности учёного и научных коллективов. 2018. № 4 (34). С. 244–252.
14. Okret-Manville C. Academic Social Networks and Open Access: French Researchers at the Crossroads // LIBER Quarterly: The Journal of the Association of European Research Libraries. 2016. Vol. 25. № 3. P. 118–135. doi: https://doi.org/10.18352/lq.10131
15. Pogačnik A. Science should be open, right?: A survey conducted by the Research Centre of the Slovenian Academy of Sciences and Arts (ZRC SAZU) on the use of academic literature and open science // ELPUB. 2019. 23rd edition of the International Conference on Electronic Publishing, Jun 2019. Marseille, France. doi: https://doi.org/10.4000/proceedings.elpub.2019.13
16. Гримов О. А. Академическая мобильность в научных социальных сетях (по материалам эмпирического исследования) // Манускрипт. 2021. Т. 14. Вып. 12. С. 2680–2684.
17. Куприянов В. А., Душина С. А., Хватова Т. Ю. Научный капитализм в академических социальных сетях и анализ его влияния на учёных // The Digital Scholar: лаборатория философа. 2019. Т. 2. № 4. С. 61–81. doi: https://doi.org/10.5840/dspl20192452
18. Юкляевская А. В., Бусыгина Т. В. Наукометрический анализ документопотока по академическим социальным сетям, представленного в базе данных Web of Science // Научные коммуникации. Профессиональная этика (Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием). 2019. С. 152–159.
19. Delikoura, Eirini, and Dimitrios Kouis. Open Research Data and Open Peer Review: Perceptions of a Medical and Health Sciences Community in Greece // Publications. 2021. Vol. 9. № 2. P. 14. doi: https://doi.org/10.3390/publications9020014
20. Гончаров М. В., Засурский И. И., Земсков А. И. и др. Открытый доступ, открытые архивы и открытая наука / под общ. ред. Я. Л. Шрайберга ; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. Москва : ГПНТБ России, 2017. 1 эл. опт. диск (DVD-ROM).
21. Гончаров М. В., Колосов К. А. Анализ метаданных российских репозиториев открытого доступа по научно-технической тематике с целью их использования в системе единого открытого архива информации ГПНТБ России // Научные и технические библиотеки. 2021. № 12. С. 15–28.
22. Cigarini A. Isabelle Bonhoure, Julián Vicens, Josep Perelló. Public libraries embrace citizen science: Strengths and challenges // Library & Information Science Research. 2021. Vol. 43. № 2. 101090. doi: https://doi.org/10.1016/j.lisr.2021.101090
23. Bezjak Sonja, Philipp Conzett, Pedro L. Fernandes, Edit Görögh, Kerstin Helbig, Bianca Kramer, Ignasi Labastida, Kyle Niemeyer, Fotis Psomopoulos, Tony Ross-Hellauer, René Schneider, Jon Tennant, Ellen Verbakel. April Clyburne-SherinOpen Science Training Handbook. FOSTER: URL: https://www.fosteropenscience.eu/content/open-science-traininghandbook/ (дата обращения: 9.02.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Рыхторова А.Е. Продвижение открытой науки библиотеками на примере ГПНТБ СО РАН (начальный этап). Научные и технические библиотеки. 2023;(7):82-101. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-7-82-101
For citation:
Rykhtorova A.E. Promoting open science in the libraries: The case study of RAS SB SPLST (the initial stage). Scientific and Technical Libraries. 2023;(7):82-101. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-7-82-101