Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Диагностика запросов пользовательской аудитории общедоступных библиотек: точки роста и стереотипы восприятия

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-10-53-78

Аннотация

Существует рассогласованность между назначением библиотеки как социального института и её стереотипным восприятием со стороны вовлечённых и невовлечённых аудиторий. Модернизирующиеся библиотеки, превращаясь в цифровые экосистемы, наряду с традиционной миссией архива информации становятся центрами культурной жизни, интерактивными пространствами, предлагающими посетителям разнообразные сервисы и ресурсы по работе с информацией, мультимедийные коворкинг-зоны для работы, общения и обучения. Фиксируемое стереотипное восприятие библиотек как книгохранилища препятствует расширению пользовательской аудитории. Цель исследования – диагностика запроса фактических и потенциальных пользователей библиотек, оценка смены назначения и роли библиотек как социального института в условиях расширения возможностей доступа к информационным услугам. Методологию исследования составили работы, фиксирующие востребованность принципиально новых подходов к взаимодействию библиотеки с целевыми аудиториями. Для выявления стереотипных представлений о библиотеках было проведено анкетирование двух групп респондентов: вовлечённых и невовлечённых пользователей (взрослые и учащаяся молодёжь). Для анализа эмпирических данных использованы методы статистического анализа информации. Основные результаты: в исследовании фиксируются потребности в позиционировании услуг библиотек в более широком пространстве коммуникативного поля. Требуется выход на особые сегменты рынка, связанные с построением многосубъектных пользовательских цепочек и новые способы информирования о наборе услуг среди молодых фактических и потенциальных пользователей. Относительно слабое информирование о новых услугах может свидетельствовать об использовании преимущественно традиционных средств позиционирования на ближнем целевом рынке и пока достаточно слабом проникновении на иные сегменты. Новизна исследования заключается в расширении представлений о потенциальной целевой аудитории библиотеки, что может быть основой для разработки инструментов коммуникации и привлечения в первую очередь молодёжной аудитории, для взаимодействия с которой необходима гибкая подстройка способов, форматов и каналов коммуникации.

Об авторах

А. А. Борисова
Новосибирский государственный технический университет; Сибирский государственный университет водного транспорта
Россия

Борисова Алёна Александровна – доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента Новосибирского государственного технического университета, профессор кафедры экономики транспорта и финансов Сибирского государственного университета водного транспорта

Новосибирск



Н. Л. Микиденко
Новосибирский государственный технический университет; Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Россия

Микиденко Наталья Леонидовна – кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента Новосибирского государственного технического университета; заведующая кафедрой социально-коммуникативных технологий Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики

Новосибирск



С. П. Сторожева
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Россия

Сторожева Светлана Петровна – кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры социально-коммуникативных технологий 

Новосибирск

 



Список литературы

1. Кудрина Е. Л., Бычков Л. Д., Заруба Н. А. Роль библиотеки как социального института в условиях трансформации российского общества // Научные и технические библиотеки. 2022. № 7. С. 52–68. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-7-52-68

2. Новая библиотека РФ. Паспорт национального проекта «Культура» Утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегического развитию и национальным проектам № 16 от 24.12.2018. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319207/

3. Горбат О. П. Медиакультура как значимый компонент библиосферы // Научные и технические библиотеки. 2022. № 1. С. 57–70. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-1-57-70

4. Чтение на евразийском перекрёстке : материалы Шестого международного интеллектуального форума, Челябинск, 07–08 апреля 2022 г. / ред., сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул. Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2022. 279 с. ISBN 978-5-94839-822-8. EDN SYQOIZ.

5. Аскарова В. Я. Создание читающей нации в контексте актуальной культурной политики // Чтение на евразийском перекрёстке : материалы Шестого международного интеллектуального форума, Челябинск, 07–08 апреля 2022 г. / ред., сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул. Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2022. С. 15–40. EDN ECSXDJ.

6. Диская Н. И. Читатель и писатель: библиотека как культурный посредник // Там же. С. 77–86. EDN HZZPSC.

7. Стефановская Н. А. Библиотека как модератор семейного чтения // Там же. С. 86–90. EDN UEUTQK.

8. Чебуркова С. А. Библиотека новой эры: Концепция и основные функции // Трансформация библиотек в цифровую эпоху: традиции и инновации : Сборник материалов Ежегодной межвузовской студенческой научно-практической конференции, Москва, 21 мая 2019 г. / редколлегия: И. М. Немчина, А. А. Тарасова, Л. О. Маслова. Москва : Московский государственный лингвистический университет, 2020. С. 5–10. EDN WJYYEA.

9. Constance A. Mellon. Library Anxiety: A Grounded Theory and Its Development // College &Research Libraries 1986. March. P. 161–165. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/ https://crl.acrl.org/index.php/crl/article/viewFile/14195/15641.

10. Микаелян Е. Р. Феномен страха перед библиотеками и методы повышения библиотечного комфорта // Трансформация библиотек в цифровую эпоху: традиции и инновации : Сборник материалов Ежегодной межвузовской студенческой научно-практической конференции, Москва, 21 мая 2019 г. / редколлегия: И. М. Немчина, А. А. Тарасова, Л. О. Маслова. Москва : Московский государственный лингвистический университет, 2020. С. 54–61. EDN ICBPIK.

11. Богомазова Е. А. Коммуникация муниципальных детских библиотек Челябинской области со своими читателями посредством социальных сетей // Чтение на евразийском перекрестке : материалы Шестого международного интеллектуального форума, Челябинск, 07–08 апреля 2022 г. / ред., сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул. Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2022. С. 120–127. EDN WXZWRD.

12. Горбат О. П. Медиаобразование: место и роль библиотеки // Там же. С. 144–150. EDN UBOLCI.

13. Селявская М. С. Библиотека для нового поколения // Там же. С. 166–169. EDN ZVWQSP.

14. Изосимова П. Р. Слоган учреждения культуры как элемент бренда (на материале анализа аккаунтов в соцсетях) // Там же. С. 169–173. EDN PCKEOT.

15. Sei-Ching Joanna Sin, Kyung-Sun Kim. Use and non-use of public libraries in the information age: A logistic regression analysis of household characteristics and library services variables. Library & Information Science Research. Vol. 30. Iss. 3. September 2008, P. 207–215. https://doi.org/10.1016/j.lisr.2007.11.008

16. Grace Donghee Shin, Kyungsun Jeon, Hye-Eun Lee. Public library needs assessment to build a community-based library: Triangulation method with a social media data analysis. Library & Information Science Research. Vol. 44. Iss. 1. January 2022. Р. 101–142. https://doi.org/10.1016/j.lisr.2022.101142

17. Borrego Á., Comalat Navarra M. What users say about public libraries: an analysis of Google Maps reviews. Online Information Review. 2021. Vol. 45. No. 1. P. 84–98. https://doi.org/10.1108/OIR-09-2019-0291

18. Отчёт рабочей группы AAPOR о неслучайных выборках: июнь 2013 г. / Американская ассоциация исследователей общественного мнения / пер. с англ. Д. Рогозина, А. Ипатовой. Москва : Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение», 2016. 170 с.

19. Ударцева О. М. Виртуальная география посетителей библиотечных сайтов // Научные и технические библиотеки. 2021. № 12. С. 91–108. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-12-91-108

20. Столяров Ю. Н. Библиотекари-практики об идее трансформации библиотек // Научные и технические библиотеки. 2019. № 3. С. 45–62. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-3-45-62

21. Шрайберг Я. Л. О развитии культурно-досуговой деятельности научных библиотек в цифровой среде: зарубежный опыт и отечественные реалии // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2021. № 12. С. 15–20. doi: 10.36535/0548-0019-2021-12-3. EDN SKMWIX.

22. Гильдебрант Г. В. Будущее библиотек: информация или коммуникация // Научные и технические библиотеки. 2020. № 4. С. 37–58. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-4-37-58

23. Барышев Р. А., Бабина О. И., Цветочкина И. А., Манушкина М. М. Университетская библиотека как проактивная система // Научные и технические библиотеки. 2020. № 4. С. 13–36. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-4-13-36

24. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf.

25. Национальный проект «Культура». URL: http://government.ru/rugovclassifier/842/events.

26. Холхунова О. С. Специалист библиотеки по работе в социальных сетях: общественная нагрузка или штатная единица? // Научные и технические библиотеки. 2019. № 3. С. 63–74. doi: 10.33186/1027-3689-2019-3-63-74. EDN ZCALET.

27. Аскарова В. Я. Культурная политика в сфере стимулирования читательской активности молодёжи: приоритеты цифровой эпохи // Сфера культуры. 2022. № 2 (8). С. 113–128. doi: 10.48164/2713-301X_2022_8_113. EDN WYUISD.


Рецензия

Для цитирования:


Борисова А.А., Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Диагностика запросов пользовательской аудитории общедоступных библиотек: точки роста и стереотипы восприятия. Научные и технические библиотеки. 2023;1(10):53-78. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-10-53-78

For citation:


Borisova A.A., Mikidenko N.L., Storozheva S.P. Detecting demands of public library users: The growth points and perception stereotypes. Scientific and Technical Libraries. 2023;1(10):53-78. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-10-53-78

Просмотров: 492


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)