Информационные потребности студентов в условиях информационно-образовательной среды как метод решения учебно-познавательных задач непрерывного образования
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-8-15-37
Аннотация
Статья посвящена информационным потребностям студентов – одному из компонентов системы непрерывного образования. Авторы исследования изучили теоретико-методологические основы информационных потребностей обучающихся, проанализировали основные направления информационной компетентности будущих специалистов.
Цель исследования – определить роль информационных потребностей будущих специалистов для решения учебно-познавательных задач студентов, сутью которых являются непрерывность и самостоятельность в образовательном процессе. Для достижения цели исследования рассмотрены следующие задачи: необходимость в подготовке обучающихся, в овладении навыками и технологиями работы с информацией; оценка эффективности в формировании практических навыков, информационных потребностей студентов, характеризующихся информационным взрывом и кризисом XXI в., а также проблемами в информационной подготовке студентов и общества в целом.
Источником исследования послужили труды учёных, в которых рассматриваются информационные потребности будущих специалистов как важная часть профессионально-образовательных навыков и умений студентов. Использован комплекс как теоретических, так и практических методов педагогического исследования. Отмечены ожидаемые результаты профессионально-образовательных навыков обучающихся по курсу «Учебная практика», где цифровые образовательные технологии обучения приобрели направления как метод решения учебно-познавательных задач в условиях непрерывного образования.
Научная значимость исследования заключается в формировании выводов по результатам анализа (экспериментального контроля) по оценке уровня сформированности информационных потребностей будущих специалистов (научно-исследовательской работы студентов). Результаты исследования могут послужить основой для решения учебно-познавательных задач непрерывного образования, так как сегодня ни одна серьёзная экономическая, социальная, техническая задача не может быть успешно решена без обработки существенных объёмов информации.
Ключевые слова
Об авторах
М. Д. ЧогулдуровКыргызстан
Чогулдуров Муктар Дуйшенович – канд. геогр. наук, директор Института непрерывного и дистанционного образования
Бишкек
Г. Н. Юсупова
Кыргызстан
Юсупова Гульшара Ниязовна – канд. пед. наук, доцент кафедры менеджмента и экономики
Бишкек
Э. К. Чогулдурова
Кыргызстан
Чогулдурова Эльмира Кенешовна – и. о. доцента кафедры менеджмента инновационных технологий
Бишкек
Ж. Б. Джетыбаева
Кыргызстан
Джетыбаева Жылдыз Болотбековна – заведующая сектором автоматизированной системы управления
Бишкек
Список литературы
1. Алиева И. А., Юсупова Г. Н. Роль учебно-воспитательных условий в развитии профессиональной компетентности студентов финансово-экономических специальностей (на примере научно-исследовательской деятельности студента Бишкекской финансово-экономической академии) // Высшее образование Кыргызской Республики. 2014. № 2 (24). С. 22–26.
2. Бажанова А. Е. Анализ состояния учебного процесса в непрерывном образовании // Вестник МУК. 2018. № 2 (35). С. 345–351.
3. Басина О. Н., Узакбаева А. К. Исследование вопросов применения цифровых образовательных ресурсов в обучении // Вестник МУК. 2023. № 2 (50). С. 27–31.
4. Белякова Е. Г., Быков С. А., Землянова М. П., Муравьёва Н. Г. Восприятие студентами возможностей цифровых технологий в вузовском обучении // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 479. С.199–212.
5. Ибрагимова А. И. Преимущества и недостатки дистанционного образования в системе высшего образования // Вестник МУК. 2023. № 3 (51). С. 183–187.
6. Казанцева В. П. Информационная культура личности и образовательный процесс университета // Научные и технические библиотеки. 2009. № 5. С. 62–66.
7. Калдыбаева А. Т. Роль непрерывной практики в формировании профессиональной компетентности студентов // Известия вузов Кыргызстана. 2017. № 5-1. С. 153–155.
8. Калдыбаева А. Т., Юсупова Г. Н. Роль формирования информационной культуры в контексте глобальных изменений современного общества // Высшее образование Кыргызской Республики. 2019. № 3. С. 44–48.
9. Лаптева Н. Н. Организация самостоятельной работы студентов в высших учебных заведениях как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2015. № 7. С. 155–164.
10. Романова И. Н., Шендерей П. Э., Туркина А. Ю., Прасолов С. Г. Непрерывное образование при подготовке специалистов в современных условиях // Вестник Башкирского университета. 2019. Т. 24, № 3. С. 754–758. DOI 10.33184/bulletin-bsu-2019.3.37.
11. Распопина Л. К. Формирование информационной культуры как фактор успешной социализации личности: проблемы и некоторые пути решения. URL: www.den-zadnem.ru/page.php?article=15.
12. Чогулдуров М. Д., Юсупова Г. Н., Шаршеналиева Т. Т., Тулемышева Б. И. Цифровизация непрерывного образования как средство развития профессиональных компетенций студентов // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9, № 10. С. 317–325.
13. Чогулдуров М. Д. Управление качеством дистанционного образования в системе высшего профессионального образования: проблемы и перспективы // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2020. № 3. С. 173–178.
14. Юсупова Г. Н., Чогулдурова Э. К., Джетыбаева Ж. Б. Профессиональные компетенции специалиста финансово-экономического направления в условиях непрерывной формы образования // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10, № 1. С. 424–430.
15. Юсупова Г. Н. Приоритеты и социальная значимость формирования информационной культуры студентов различных специальностей // Научные и технические библиотеки. 2010. № 3. С. 33–38.
Рецензия
Для цитирования:
Чогулдуров М.Д., Юсупова Г.Н., Чогулдурова Э.К., Джетыбаева Ж.Б. Информационные потребности студентов в условиях информационно-образовательной среды как метод решения учебно-познавательных задач непрерывного образования. Научные и технические библиотеки. 2024;(8):15-37. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-8-15-37
For citation:
Choguldurov M.D., Yusupova G.N., Choguldurova E.K., Dzhetybaeva J.B. Information needs of students in the information and educational environment, as a method of solving educational and cognitive tasks of lifelong education. Scientific and Technical Libraries. 2024;(8):15-37. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-8-15-37