Цифровое чтение, цифровой читатель: в поисках определения
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-12-64-79
Аннотация
Статья посвящена изучению цифрового чтения. Автором предпринята попытка типологизировать цифровое чтение, выделить критерии классификации цифровых читателей. Приведены признанные в библиотечной сфере классификации традиционных читателей: по культуре чтения, структуре читательских интересов, по мотивам обращения к книге. Сделан обзор российских и зарубежных исследований цифрового и традиционного чтения, выявлены общие тенденции и заметные отличия. Отмечены следующие закономерности: понимание и запоминаемость традиционных текстов значительно выше, цифровое чтение пользуется большей популярностью у молодёжи, спрос на аудиокниги растёт, особенно в Китае. На основе анализа исследований выявлены положительные и отрицательные стороны цифрового чтения (снижение когнитивных способностей современных читателей, психологические проблемы при реализации коммуникативных функций). Автором предложено определение цифрового читателя, разработаны дополнительные признаки для типологизации: по сенситивным качествам восприятия информации, методам поиска, информационной гигиене, а также по способности к формированию критического отношения к получаемой в процессе чтения информации.
Ключевые слова
Об авторе
Г. В. ГильдебрантРоссия
Гильдебрант Галина Валентиновна – канд. социол. наук, технолог
Москва
Список литературы
1. Библиотечное дело: Терминол. слов. / сост.: И. М. Суслова, Л. Н. Уланова; Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. 2-е изд. Москва : Книга, 1986. С. 150.
2. Бородина В. А. Культурологический потенциал читателеведческого наследия Н. А. Рубакина // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 4 (49). С. 134–141. DOI 10.30725/2619-0303-2021-4-134-141.
3. Dani E. Analogous versus Digital Reading. A Comparative Study // Acta Universitatis Sapientiae, Philologica. 2023. V. 15. № 1. P. 177–191. https://doi.org/10.2478/ausp-2023-0012.
4. Al-Kahlan T. B. S., Khasawneh M. A. S. Understanding the Cognitive Processes of Digital Reading in the Age of E-Books // Migration Letters. 2023. V. 20. P. 1130–1140.
5. Плахутина Е. Н. Цифровое учебное чтение (на примере вузовской библиотеки) // Труды ГПНТБ СО РАН. 2022. № 2 (14). С. 48–53.
6. Assessing children’s reading comprehension on paper and screen: A mode-effect study // Computers & Education. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0360131520300610 (дата обращения: 28.02.2024).
7. Florit E., De Carli P., Lavelli M., Mason L. Digital reading in beginner readers: Advantage or disadvantage for comprehension of narrative and informational linear texts? // Journal of Computer Assisted Learning. 2023. V. 39. № 2. P. 432–445. https://doi.org/10.1111/jcal.12754.
8. Haddock G., Foad C., Saul V., Brown W., Thompson R. The medium can influence the message: Print-based versus digital reading influences how people process different types of written information // British Journal of Psychology. 2020. V. 111. № 3. P. 443–459. https://doi.org/10.1111/bjop.12415.
9. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В., Граник Г. Г. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 5. С. 28–49. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.02.
10. Степанова А. С., Ялышева В. В. Книга и чтение в жизни аудитории публичных библиотек : итоги исследования / Рос. нац. б-ка. Санкт-Петербург : Изд-во РНБ, 2023. 103 с.
11. Jennes I., Blanckaert E., Van Den Broeck W. Immersion or Disruption?: Readers' Evaluation of and Requirements for (3D-) audio as a Tool to Support Immersion in Digital Reading Practices // IMX 2023 – Proceedings of the 2023 ACM International Conference on Interactive Media Experiences 2023. C. 129–139. https://doi.org/10.1145/3573381.3596151.
12. Чудинова В. П. Развитие «наций читателей» в разных странах мира: исследования, стратегии, проекты, практики. Москва : РШБА, 2022. 359 с.
13. Вульф М. Читающий мозг в цифровом мире. Москва : АСТ, 2021. 303 с.
14. Ковалевская Н. И. Цифровое чтение: формирование нового типа читателя // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2022. № 1 (255). С. 159–165. DOI 10.52065/2520-6729-2022-255-1-159-165.
15. Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение как технология обучения и образования // Библиография и книговедение. 2018. № 5 (418). С. 47–51.
16. Серебряная М. Я., Швецова-Водка Г. Н. Типология чтения художественной литературы. Этап предчтения // Библиотековедение. 2014. № 1. С. 56–65.
17. Digital reading in beginner readers: Advantage or disadvantage for comprehension of narrative and informational linear texts? // Journal of Computer Assisted Learning. 2023. V. 39. № 2. P. 432–445. https://doi.org/10.1111/jcal.12754.
Рецензия
Для цитирования:
Гильдебрант Г.В. Цифровое чтение, цифровой читатель: в поисках определения. Научные и технические библиотеки. 2024;(12):64-79. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-12-64-79
For citation:
Gildebrant G.V. Digital reading, digital reader: In search of the definitions. Scientific and Technical Libraries. 2024;(12):64-79. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-12-64-79