Проблемы полноты и корректности ввода метаданных в репозиториях российских образовательных организаций
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-1-98-119
Аннотация
Большую роль в структуре открытой науки играют институциональные репозитории (ИР), предоставляющие свободный доступ к научным и образовательным коллекциям. Одним из важнейших компонентов, отвечающих за эффективность их функционирования, являются метаданные, обеспечивающие видимость контента ИР.
Чтобы определить детальность и корректность заполнения элементов метаданных объектов ИР, проанализированы 25 репозиториев российских образовательных организаций – участников программы «Приоритет-2030». В результате проведённого исследования выявлено, что метаданные содержат в основном базовые элементы, включающие описательную информацию: заглавие, выходные данные, язык и тип документа. Значительно реже в них содержатся сведения о соавторах, редакторах, коллективах, источниках публикаций. Структурные данные, включающие сведения о составе, форматах, объёме документа, также отражены не во всех метаданных объектов ИР. В редких случаях в них отражены связи, охват документа, сведения о правах доступа.
При этом от полноты предоставления метаданных зависит эффективность поиска в репозиториях. С их помощью реализуются поисковые возможности, обеспечиваются уточнение результатов поиска, его сортировка. Чем больше элементов включают метаданные, тем детальнее представлена информация об объектах репозитория и тем выше вероятность того, что эта информация будет найдена пользователем.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. СтукаловаРоссия
Стукалова Анна Александровна – канд. пед. наук, старший научный сотрудник
Новосибирск
Список литературы
1. Bankier J.-G., Perciali I. The institutional repository rediscovered: what can a university do for open access publishing? // Serials Review. 2008. Vol. 34, № 1. P. 21–26.
2. White W. Institutional repositories: contributing to institutional knowledge management and the global research commons // 4th International Open Repositories Conference : paper presented, 18–21 May, Atlanta. 2009. URL: http://eprints.soton.ac.uk/48552/ (дата обращения: 19.04.2024).
3. Daly R., Organ M. Research online: digital commons as a publishing platform at the University of Wollongong // Australia Serials Review. 2009. Vol. 35. № 3. P. 149–153.
4. Lyte V., Jones S., Ananiadou S., Kerr L. UK institutional repository search: innovation and discovery. 2009. URL: www.ariadne.ac.uk/issue61/lyte-et-al (дата обращения: 19.04.2024).
5. Ovadia S. When social media meets scholarly publishing // Behavioral & Social Sciences Librarian. 2013. Vol. 32, № 3. P. 194–198.
6. Редькина Н. С. Современные тенденции и проблемы развития репозиториев // Информационные ресурсы России. 2022. № 2 (186). С. 81–93. https://doi.org/10.52815/0204-3653_2022_021.
7. Засурский И. И., Соколова Д. В., Трищенко Н. Д. Репозитории открытого доступа: функции и тенденции развития // Научные и технические библиотеки. 2020. № 9. С. 121–142. URL: https://ntb.gpntb.ru/jour/article/view/652 (дата обращения: 19.04.2024).
8. Юдина И. Г., Федотова О. А. Репозитории научных публикаций открытого доступа: история и перспективы развития // Информационное общество. 2020. № 6. С. 67–79. URL: http://infosoc.iis.ru/article/view/514/435 (дата обращения: 19.04.2024).
9. Шварцман М. Е. К вопросу выбора программного обеспечения для институционального репозитория // Science Online: электронные информационные ресурсы для науки и образования : 17-я Международная конференция, о. Сицилия, 24–31 мая, 2013. Москва, 2013. С. 42.
10. Васильева Н. В. Открытое программное обеспечение для организации репозитория // Научные и технические библиотеки. 2023. № 3. С. 102–119. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-3-102-119.
11. Ковязина Е. В. Репозиторий научных публикаций: проблемы обмена данными // Science Online: электронные информационные ресурсы для науки и образования : 19-я Международная конференция, Андорра, 17–24 января 2015. Москва. 2015. URL: http://elibrary.ru/projects/conference/andorra2015/presentations/2015–01–22/kovyazina.pps (дата обращения: 17.04.2024).
12. Стукалова А. А. Функциональные возможности репозиториев вузов – участников программы «Приоритет-2030» // Труды ГПНТБ СО РАН. 2022. № 2. С. 36–47. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-36-47.
13. Гончаров М. В., Колосов К. А. Анализ метаданных российских репозиториев открытого доступа по научно-технической тематике с целью их использования в системе единого открытого архива информации ГПНТБ России // Научные и технические библиотеки. 2021. № 12. С. 15–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47557987 (дата обращения: 17.04.2024).
14. Резниченко О. С. Подготовка публикации метаданных для пакетного импорта в институциональные репозитории, основанные на DSpace // Экономика. Информатика. 2021. № 48 (3). С. 564–577. DOI 10.52575/2687-0932-2021-48-3-564-577.
15. Литвинова Н. Н. Методические рекомендации для разработчиков по организации работы открытых репозиториев: корректное создание метаданных. Москва : Ваше цифровое издательство, 2020. 20 с. URL: https://www.openrepository.ru/images/docs/Metod_Litvinova_v3.pdf (дата обращения: 17.04.2024).
16. Зуйкина К. Л., Соколова Д. В., Скалабан А. В. Электронные библиотеки в России. Текущий статус и перспективы развития. Москва : Ваш формат, 2017. 120 с. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/56/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.pdf (дата обращения: 17.04.2024).
17. Мазов Н. А., Жижимов О. Л. Метаданные и их роль в распределённых информационных системах на основе использования протокола Z39.50. Лекция // Библиосфера. 2006. № 2. С. 51–59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metadannye-iih-rol-v-raspredelennyh-informatsionnyh-sistemah-na-osnove-ispolzovaniya-protokola-z39-50-lektsiya (дата обращения: 17.04.2024).
18. Антопольский А. Б. Системы метаданных в электронных библиотеках // Научные и технические библиотеки. 2002. № 3. С. 26–44. URL: https://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2002/3/f3_04.htm (дата обращения: 17.04.2024).
19. ГОСТ Р 55750-2013. Метаданные электронных образовательных ресурсов: общие положения. Москва : Стандартинфом, 2014. 6 с. URL: https://internetlaw.ru/gosts/gost/55798/ (дата обращения: 17.04.2024).
20. Берестова Т. Ф. Что скрывается за термином «Метаданные»? // Вестник ЧГАКИ. 2017. № 1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-skryvaetsya-za-terminommetadannye (дата обращения: 17.04.2024).
21. Негуляев Е. А. Универсальные схемы метаданных и задача описания веб-ресурсов // Библиосфера. 2006. № 1. С. 43–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnyeshemy-metadannyh-i-zadacha-opisaniya-veb-resursov (дата обращения: 17.04.2024).
22. Деденок Ю. Л. Создание электронной библиотеки научных трудов на платформе DSpace. URL: https://vdocuments.mx/-5875f0b01a28ab006e8b4b7b.html?page=1 (дата обращения: 18.04.2024).
23. ГОСТ Р 7.0.10-2019. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Набор элементов метаданных «Дублинское ядро»: основные (ядерные) элементы. Москва : Стандартинформ, 2019. 7 с. URL: https://files.stroyinf.ru/Data/707/70766.pdf (дата обращения: 17.04.2024).
24. Литвинова Н. Н. Метаданные репозитория организации: проблемы интеграции с внешними системами. URL: https://conf.neicon.ru/materials/77-online0520/20200528- Litvinova.pdf (дата обращения: 17.04.2024).
25. Прокудин Д. Е., Чугунов А. В. Сетевые электронные репозитории, системы агрегации и сохранения в концепции свободного доступа к научной информации // Интегрированные цифровые ресурсы: организационно-технологические и научно- методические основы развития. 2015. Вып. 6. 271 с. URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/36449/1/%d0%9f%d1%80%d0%be%d0%ba%d1%83%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d0%94%d0%95_%d0%a7%d1%83%d0%b3%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%90%d0%92_%d0%9f%d1%80%d0%b5%d0%b7%d0%b8%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f_%d0%b1%d0%b8%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d0%be%d1%82%d0%b5%d0%ba%d0%b0_2015.pdf (дата обращения: 17.04.2024).
26. Шрайберг Я. Л. Цифровая трансформация библиотек и образовательных учреждений: основные компоненты и вызовы: пленарный доклад. Москва : ГПНТБ России, 2023. 24 с.
Рецензия
Для цитирования:
Стукалова А.А. Проблемы полноты и корректности ввода метаданных в репозиториях российских образовательных организаций. Научные и технические библиотеки. 2025;(1):98-119. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-1-98-119
For citation:
Stukalova A.A. On the completeness and correctness of input metadata in the repositories of Russian educational organizations. Scientific and Technical Libraries. 2025;(1):98-119. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-1-98-119