Подготовка управленческих библиотечных кадров для сельских территорий: опыт Университета Вернадского
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-9-122-142
Аннотация
Современные вызовы, стоящие перед российскими сельскими территориями, требуют переосмысления роли ключевых социокультурных институтов, одним из которых традиционно остаётся библиотека. Несмотря на устойчивую тенденцию к снижению числа сельских библиотек и библиотечных работников, эти учреждения продолжают играть важнейшую роль в жизни местного сообщества: как культурные центры, как площадки просвещения и как уникальное звено, соединяющее традиционные ценности и передовые технологии.
В этой ситуации особую значимость приобретает подготовка управленческих кадров, способных не просто сохранить, но и модернизировать библиотечную систему в сельской России. В статье рассматривается инновационный подход к обучению будущих руководителей сельских библиотек – на примере опыта Университета Вернадского. Представлена модель интегрированного образования, объединяющая традиционные ценности и современные технологии, направленная на формирование нового поколения руководителей, способных эффективно управлять учреждениями культуры в условиях цифровой трансформации сельских территорий.
Об авторе
Е. А. ПевцоваРоссия
Певцова Елена Александровна – доктор юрид. наук, доктор пед. наук, проф., ректор
Балашиха, Московская область
Список литературы
1. Данные Приложения 6 к Отчёту о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка доступности услуг культуры для населения» (утверждён Коллегией Счётной палаты Российской Федерации 29 июня 2021 г.).
2. Аванесян К. А., Боровская М. А., Астоянц М. С., Тарасенко Л. В. Социально-экономические факторы неравенства в доступе к системе образования среди лиц с инвалидностью: эконометрический анализ // Terra Economicus. 2022. Т. 20, № 4. С. 87–98. DOI 10.18522/2073-6606-2022-20-4-87-98. EDN GJZSNI.
3. Мельникова В. Ю. Функции библиотеки: методологический конструкт // Социально-экономические процессы современного общества : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 29 мая 2024 года. Чебоксары : Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2024. С. 81–88. EDN BKXIAZ.
4. Лобанова Е. В., Зернов В. А. К вопросу о трансформации высшего образования в условиях глобальной цифровизации // Высшее образование сегодня. 2024. № 6. С. 2– 10. DOI 10.18137/RNU.HET.24.06.P.002. EDN UBIXWR.
5. Боровская М. А. Формирование профессиональных компетенций для устойчивого развития: новые технологии и образовательные инновации // Ценности и смыслы. 2023. № 5 (87). С. 56–70. DOI 10.24412/2071-6427-2023-5-56-70. EDN UUAFEM.
6. Соколов Д. А. Цифровая экосистема технологического предпринимательства и инновационного развития // Трансформация бизнеса и общественных институтов в условиях цифровизации экономики : Сборник научных трудов V Национальной (российской) научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 13–14 апреля 2023 года / под общей редакцией Е. Ф. Щипанова. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2023. С. 79–89. EDN AOYZAO.
7. Батищев А. В., Соколов Д. А., Помбухчан Р. Г. Планирование стадии прототипирования инновационного проекта в вузе // Вестник Академии знаний. 2024. № 5 (64). С. 529–542. EDN RSBIPQ.
8. Васильева О. Ю. Педагогическая наука должна служить делу повышения качества образования и воспитания // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2024. № 2. С. 5–9. EDN AABMAQ.
9. Зернов В. А., Карамурзов Б. С., Карамурзов Р. Б. Цифровая трансформация университетов РФ и организация в них воспитательной работы // Педагогика. 2023. Т. 87. № 6. С. 5–20. EDN MMBIOB.
Рецензия
Для цитирования:
Певцова Е.А. Подготовка управленческих библиотечных кадров для сельских территорий: опыт Университета Вернадского. Научные и технические библиотеки. 2025;(9):122-142. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-9-122-142
For citation:
Pevtsova E.A. Training library administrative staff for rural regions: The case of Vernadsky University. Scientific and Technical Libraries. 2025;(9):122-142. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-9-122-142