Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Когнитивная среда современной научной библиотеки: понятие и структура

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-7-3-15

Полный текст:

Аннотация

Обоснована актуализация когнитивного подхода к библиотеке и библиографии в период трансформации информационного общества в когнитивное. Отражены некоторые современные направления российских и зарубежных исследований когнитивных аспектов деятельности научных библиотек. Определены структура когнитивной деятельности научной библиотеки, её цель, субъекты, объекты, процессы, средства и результаты. На основе понятия когнитивной деятельности впервые обосновано понятие когнитивной среды научной библиотеки как антропогенной части её информационного пространства, в которой взаимодействуют и самоорганизуются субъекты и объекты когнитивных процессов, поддерживаемых когнитивной инфраструктурой и связанных с поиском, обработкой, созданием и хранением знания. Определена структура когнитивной среды научной библиотеки: её составляющие предназначены для невербальной передачи скрытого знания; превращения нового неявного знания в явное, явного знания в скрытую форму; тиражирования созданных библиографических продуктов. По признаку когнитивных объектов выделены содержательная и инструментальная составляющие когнитивной среды. Показаны специфические особенности структурных составляющих. Уделено внимание императиву развития когнитивных коммуникаций библиотечного специалиста в создаваемой им когнитивной среде научной библиотеки, а также - его интеграции как когнитивного субъекта в информационно-технологичное интернет-пространство. Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011.

Об авторе

Л. В. Астахова
Южно-Уральский государственный университет
Россия


Список литературы

1. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. - Париж : Изд-во ЮНЕСКО, 2005. - Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdf

2. Зубов Ю. С. Библиография как система свернутого знания // Теорет.-методолог. проблемы соврем. советс. библиографоведения. - Москва,1981. - Вып. 47. - С. 23-40

3. Фокеев В. А. Природа библиографического знания. - Москва, 1995. - 352 с

4. Астахова Л. В. Библиография как научный феномен. - Москва, 1997. - 338 с

5. Леонов В. П. Библиограф: профессия «переживает» парадигму [Электронный ресурс] / В. П. Леонов // Библиотеки национальных академий наук: проблемы функционирования, тенденции развития : науч.-практ. и теорет. сб. - Электрон. дан. (1 файл). - Киев, 2005. - Вып. 3. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/articles/2005/05lvpppp.html. - Загл. с экрана

6. Крымская А. Хронологическая шкала основных событий в развитии концепции «управления знаниями» за рубежом и в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kmtec.ru/publications/library/select/chron_km.shtml

7. Тикунова И. П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. - Архангельск, 2007. - 129 с

8. Saunders L. Academic Libraries' Strategic Plans: Top Trends and Under-Recognized Areas // Journal of academic librarianship. - 2015. - Vol. 41. - № 3. - P. 285-291

9. Mihaljevic J. The new competency profile of academic libraries in the function of evaluation of scientific productivity // Ekonomski vjesnik. - 2015. - Vol. 28. - № 2. - P. 535-549

10. Kumar B. Academic Library in Transition from Library as a Place to Library as a Learning Centre: A Case Study of Indian Institutes of Management // Desidoc journal of library & information technology. - 2015. - Vol. 35. - № 3. - P. 169-176

11. Астахова Л. В. Когнитивно-информационная деятельность личности в обществе знания // Науч.-техн. информ. Сер. 1: Орг. и методика информ. работы. - 2016. - № 12. - С. 1-6

12. Дмитриева Е. Н. Смысловая основа когнитивной деятельности личности в обучении: философский аспект // Вестн. Нижегор. гос. лингвист. ун-та им. Н. А. Добролюбова. - 2008. - № 3. - С. 100-110

13. Меськов В. С., Мамченко А. А. Цикл трансформации когнитивного субъекта. Субъект, среда, контент // Вопр. философии. - 2010. - № 10. - С. 67-80

14. Сергеев С. Ф. Образовательные среды в постнеклассических представлениях когнитивной педагогики // Открытое образование. - 2012. - № 1. - С. 90-99

15. Меськов В. С., Мамченко А. А. Образование для обществ знания: постнеклассическая модель образовательных процессов // Ценности и смыслы. - 2010. - № 2 (5). - С. 17-49

16. Нонака И., Такеучи X. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. - Москва : Олимп-Бизнес. - 2003. - 320 с

17. Широнин В. М. Когнитивная среда и институциональное развитие. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2013. - 264 с

18. Ellis C., Johnson F., Rowley J. Promoting information literacy: perspectives from UK universities // Library hi tech. - 2017. - Vol. 35. - № 1. - P. 53-70


Для цитирования:


Астахова Л.В. Когнитивная среда современной научной библиотеки: понятие и структура. Научные и технические библиотеки. 2018;(7):3-15. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-7-3-15

For citation:


Astakhova L. The cognitive environment of modern scientific libraries: The concept and structure. Scientific and Technical Libraries. 2018;(7):3-15. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-7-3-15

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)