Трансформация деятельности научных библиотек в контексте концепции библиографии как системы свернутого знания
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-1-45-59
Аннотация
В статье актуализируется концепция библиографии как системы свернутого знания, автором которой в конце 1970-х – начале 1980-х гг. выступил выдающийся советский и российский библиограф, библиографовед, культуролог, педагог, кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор Юрий Сергеевич Зубов (1924–2006). Выявлены и охарактеризованы фундаментальные основания этой концепции: 1) формализующие свойства библиографии, позволяющие структурировать и уплотнять знание и информацию о нем, что является императивом для мышления человека, ограниченного пропускными возможностями мозга, временными и пространственными рамками; 2) логика обоснования концепции, базирующаяся на исследовании генезиса научного знания, начиная с античности («энциклопедичность – дифференциация – интеграция»), позволившая ученому показать, что развитие библиографии обусловлено генезисом и структурой содержания научного знания. Отмечено, что обоснованные сущностные свойства библиографии (формализующие свойства и генетическое родство с наукой и научным знанием) обусловливают прогностический характер концепции. Доказано, что современная библиографическая деятельность развивается с учетом таких особенностей развития науки и научного знания, как трансдисциплинарность и постнеклассические нормы научной рациональности. Обоснована ключевая роль концепции для развития научных библиотек в условиях трансформации их деятельности.
Об авторе
Л. В. АстаховаРоссия
Астахова Людмила Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры защиты информации
Челябинск
Список литературы
1. Зубов Ю. С. Библиография как система свернутого знания // Теоретико-методолог. проблемы соврем. совет. библиографоведения : межвуз. сб. науч. тр. – Москва, 1981. – С. 23–40.
2. Лебедева Л. Н. Тенденция формализации культуры // О-во: философия, история, культура. – 2016. – № 9 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsiya-formalizatsii-kultury
3. Петьков В. А., Похилько А. Д., Губанова М. А. Социокультурные формообразования: философский аспект // Там же. – 2015. – № 3. – С. 34–38.
4. Фокеев В. А. Природа библиографического знания. – Москва : Книга, 1995. – 351 с.
5. Сляднева Н. А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: Опыт системно-деятельностного анализа. – Москва : Изд-во МГИК, 1993. – 226 с.
6. Астахова Л. В. Библиография как научный феномен. – Москва : Изд-во МГУК, 1997. – 338 с.
7. Кузнецова Т. Я. Библиографическое знание как инструмент и разновидность научного познания // Роль библиогр. в информ. обеспечении истор. науки : сб. ст. / авт.-сост. Е. А. Воронцова ; отв. ред.: М. Д. Афанасьев, Н. К. Леликова, А. Ю. Самарин. – Москва, 2018. – С. 75–80.
8. Карташова А. А. Трансформация и деформация научного знания в связи с расширением научных подходов и методов // Рос. гуманитар. журн. – 2015. – Т. 4. – № 5. – С. 347–357.
9. Плохинова М. Б., Глотова В. В. О тенденциях развития современного научного знания // Вестн. Воронеж. гос. техн. ун-та. – 2010. – Т. 6. – № 2. – С. 40–42.
10. Никитина Е. А. Познание. Сознание. Бессознательное. – Москва : Либроком, 2011. – 234 с.
11. Романовская Т. Б. Объективность науки и человеческая субъективность, или В чем состоит человеческое измерение науки. – Москва : Едиториал УРСС, 2001. – 208 с.
12. Романовская Т. Б. Рациональное обоснование вненаучного // Вопр. филос. – 1994. – № 9. – С. 23–26.
13. Покотыло М. В. Научные коммуникации: от популяризации знаний к научному
14. PR // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации. – 2018. – С. 48–58.
15. Sci Ani Science Animated [Электронный ресурс]. – URL: https://sciani.com/
16. Астахова Л. В. Визуализация информационных ресурсов в условиях цифровизации сферы познания (Обзор) // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. – 2019. – № 2. – С. 1–9.
17. Шрайберг Я. Л. В поисках объективности. «Карта науки ведет в библиотеку» // Поиск. – 2014. – № 7.
18. Шрайберг Я. Л. Время перемен: глобальные информационные тренды и перспективы. Ежегодный доклад Второго международного профессионального форума «Крым–2016» // Науч. и техн. б-ки. – 2016. – № 9. – С. 3–54.
19. Hutchinson A. Science Libraries in the Self-Service Age Developing New Services, Targeting New Users. – 2019. – 160 p. – DOI: https://doi.org/10.1016/C2015-0-04547-6
20. Блюменау Д. И. Проблемы свертывания научной информации. – Ленинград : Наука: Ленингр. отд-ние, 1982. – 166 с.
21. Галявиева М. С. О новой роли научных библиотек в современной информационной среде научной коммуникации // Вестн. КазГУКИ. – 2014. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-novoy-roli-nauchnyh-bibliotek-v-sovremennoy-informatsionnoy-srede-nauchnoy-kommunikatsii
22. Ревес Ж. Новый взгляд на науку: обзор меняющихся ролей научных библиотек // Междунар. форум по информ. – 2018. – Т. 43. – № 2. – С. 15–24.
23. Koloniari M., Fassoulis K. Knowledge Management Perceptions in Academic Libraries // The Journal of Academic Librarianship. – 2017. – Vol. 43. – Iss. 2. – P. 135–142.
24. Лаврик О. Л., Плешакова М. А., Калюжная Т. А. Информационно-аналитические продукты в научных библиотеках для информационного обеспечения научно-исследовательской работы // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2018. – № 32. – С. 186–201.
25. Гордукалова Г. Ф. Смысловой анализ текстов // Библиосфера. – 2010. – № 1. – С. 23–27.
26. Feldman S. The future of the MLIS: imparting enduring values with changing instruction models // American Libraries. – 2015. – № 46 (11/12). – P. 5.
Рецензия
Для цитирования:
Астахова Л.В. Трансформация деятельности научных библиотек в контексте концепции библиографии как системы свернутого знания. Научные и технические библиотеки. 2020;(1):45-59. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-1-45-59
For citation:
Astakhova L.V. Transforming scientific libraries within the concept of bibliography as surrogate knowledge . Scientific and Technical Libraries. 2020;(1):45-59. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-1-45-59