Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Трансформация деятельности научных библиотек в контексте концепции библиографии как системы свернутого знания

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-1-45-59

Полный текст:

Аннотация

В статье актуализируется концепция библиографии как системы свернутого знания, автором которой в конце 1970-х – начале 1980-х гг. выступил выдающийся советский и российский библиограф, библиографовед, культуролог, педагог, кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор Юрий Сергеевич Зубов (1924–2006). Выявлены и охарактеризованы фундаментальные основания этой концепции: 1) формализующие свойства библиографии, позволяющие структурировать и уплотнять знание и информацию о нем, что является императивом для мышления человека, ограниченного пропускными возможностями мозга, временными и пространственными рамками; 2) логика обоснования концепции, базирующаяся на исследовании генезиса научного знания, начиная с античности («энциклопедичность – дифференциация – интеграция»), позволившая ученому показать, что развитие библиографии обусловлено генезисом и структурой содержания научного знания. Отмечено, что обоснованные сущностные свойства библиографии (формализующие свойства и генетическое родство с наукой и научным знанием) обусловливают прогностический характер концепции. Доказано, что современная библиографическая деятельность развивается с учетом таких особенностей развития науки и научного знания, как трансдисциплинарность и постнеклассические нормы научной рациональности. Обоснована ключевая роль концепции для развития научных библиотек в условиях трансформации их деятельности.

Об авторе

Л. В. Астахова
Южно-Уральский государственный университет
Россия

Астахова Людмила Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры защиты информации

 

Челябинск



Список литературы

1. Зубов Ю. С. Библиография как система свернутого знания // Теоретико-методолог. проблемы соврем. совет. библиографоведения : межвуз. сб. науч. тр. – Москва, 1981. – С. 23–40.

2. Лебедева Л. Н. Тенденция формализации культуры // О-во: философия, история, культура. – 2016. – № 9 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsiya-formalizatsii-kultury

3. Петьков В. А., Похилько А. Д., Губанова М. А. Социокультурные формообразования: философский аспект // Там же. – 2015. – № 3. – С. 34–38.

4. Фокеев В. А. Природа библиографического знания. – Москва : Книга, 1995. – 351 с.

5. Сляднева Н. А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: Опыт системно-деятельностного анализа. – Москва : Изд-во МГИК, 1993. – 226 с.

6. Астахова Л. В. Библиография как научный феномен. – Москва : Изд-во МГУК, 1997. – 338 с.

7. Кузнецова Т. Я. Библиографическое знание как инструмент и разновидность научного познания // Роль библиогр. в информ. обеспечении истор. науки : сб. ст. / авт.-сост. Е. А. Воронцова ; отв. ред.: М. Д. Афанасьев, Н. К. Леликова, А. Ю. Самарин. – Москва, 2018. – С. 75–80.

8. Карташова А. А. Трансформация и деформация научного знания в связи с расширением научных подходов и методов // Рос. гуманитар. журн. – 2015. – Т. 4. – № 5. – С. 347–357.

9. Плохинова М. Б., Глотова В. В. О тенденциях развития современного научного знания // Вестн. Воронеж. гос. техн. ун-та. – 2010. – Т. 6. – № 2. – С. 40–42.

10. Никитина Е. А. Познание. Сознание. Бессознательное. – Москва : Либроком, 2011. – 234 с.

11. Романовская Т. Б. Объективность науки и человеческая субъективность, или В чем состоит человеческое измерение науки. – Москва : Едиториал УРСС, 2001. – 208 с.

12. Романовская Т. Б. Рациональное обоснование вненаучного // Вопр. филос. – 1994. – № 9. – С. 23–26.

13. Покотыло М. В. Научные коммуникации: от популяризации знаний к научному

14. PR // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации. – 2018. – С. 48–58.

15. Sci Ani Science Animated [Электронный ресурс]. – URL: https://sciani.com/

16. Астахова Л. В. Визуализация информационных ресурсов в условиях цифровизации сферы познания (Обзор) // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. – 2019. – № 2. – С. 1–9.

17. Шрайберг Я. Л. В поисках объективности. «Карта науки ведет в библиотеку» // Поиск. – 2014. – № 7.

18. Шрайберг Я. Л. Время перемен: глобальные информационные тренды и перспективы. Ежегодный доклад Второго международного профессионального форума «Крым–2016» // Науч. и техн. б-ки. – 2016. – № 9. – С. 3–54.

19. Hutchinson A. Science Libraries in the Self-Service Age Developing New Services, Targeting New Users. – 2019. – 160 p. – DOI: https://doi.org/10.1016/C2015-0-04547-6

20. Блюменау Д. И. Проблемы свертывания научной информации. – Ленинград : Наука: Ленингр. отд-ние, 1982. – 166 с.

21. Галявиева М. С. О новой роли научных библиотек в современной информационной среде научной коммуникации // Вестн. КазГУКИ. – 2014. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-novoy-roli-nauchnyh-bibliotek-v-sovremennoy-informatsionnoy-srede-nauchnoy-kommunikatsii

22. Ревес Ж. Новый взгляд на науку: обзор меняющихся ролей научных библиотек // Междунар. форум по информ. – 2018. – Т. 43. – № 2. – С. 15–24.

23. Koloniari M., Fassoulis K. Knowledge Management Perceptions in Academic Libraries // The Journal of Academic Librarianship. – 2017. – Vol. 43. – Iss. 2. – P. 135–142.

24. Лаврик О. Л., Плешакова М. А., Калюжная Т. А. Информационно-аналитические продукты в научных библиотеках для информационного обеспечения научно-исследовательской работы // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2018. – № 32. – С. 186–201.

25. Гордукалова Г. Ф. Смысловой анализ текстов // Библиосфера. – 2010. – № 1. – С. 23–27.

26. Feldman S. The future of the MLIS: imparting enduring values with changing instruction models // American Libraries. – 2015. – № 46 (11/12). – P. 5.


Для цитирования:


Астахова Л.В. Трансформация деятельности научных библиотек в контексте концепции библиографии как системы свернутого знания. Научные и технические библиотеки. 2020;(1):45-59. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-1-45-59

For citation:


Astakhova L.V. Transforming scientific libraries within the concept of bibliography as surrogate knowledge .. Scientific and Technical Libraries. 2020;(1):45-59. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-1-45-59

Просмотров: 191


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)