Выбор библиотечной профессии: ценностные установки молодежи и содержательные аспекты профориентации
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-1-84-103
Аннотация
В статье отмечено, что учебные заведения библиотечного профиля испытывают дефицит абитуриентов, выбравших направление «Библиотечно-информационная деятельность», из-за негативной оценки выпускниками средних школ перспектив библиотечной профессии. Подчеркнута необходимость репозиционирования образа библиотекаря в молодежной среде, изменения акцентов в содержании профориентационной информации. На основе анализа электронных ресурсов о библиотечной профессии выявлено, что в большинстве материалов не создан привлекательный образ библиотечного профессионала. Обосновано, что целенаправленная профориентация должна учитывать мотивы и ценности молодежи, определяющие выбор профессии. В ходе социологических исследований в разных регионах России выявлены преобладающие среди молодых россиян мотивы профессионального самоопределения. Они сопоставлены с факторами удовлетворенности и неудовлетворенности работой в библиотеке, полученными в ходе опросов молодых библиотекарей России. Выделены сильные стороны библиотечной профессии, позволяющие продвигать ее в молодежной среде. Для целевого распространения профориентационной информации предложено ориентироваться на основные психологические типы молодежи. Различия в критериях профессионального выбора наглядно демонстрирует пирамида потребностей А. Маслоу. Она использована при структурировании аргументов для библиотечной профориентации.
Об авторе
О. Н. МореваРоссия
Морева Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций
Кемерово
Список литературы
1. . Матвеев М. Ю. Имидж библиотеки и «вечные» проблемы библиотечной профессии / М. Ю. Матвеев // Вестн. Санкт-Петерб. гос. ин-та культуры. – 2004. – № 1 (2). – С. 12–28.
2. Матвеев М. Ю. Проблемы имиджа библиотечной науки, образования и профессии / М. Ю. Матвеев // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 5. – С. 80–91.
3. Рассадина М. И. Terra incognita. Мифы и реальности профессии / М. И. Рассадина // Библ. дело. – 2010. – № 8. – С. 28–30.
4. Тлюстен Ф. К. Размышления на тему: престижно ли работать в библиотеке, или Как мы решаем кадровый вопрос / Ф. К. Тлюстен // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 10. – С. 5–11.
5. Четыркина И. В. «Самая обаятельная и привлекательная» [Электронный ресурс] / И. В. Четыркина // Библ. дело. – 2009. – № 12 (102). – Режим доступа: http://www.bibliograf.ru/issues/2009/6/129/0/982/. – Загл. с экрана.
6. Гришина С. М. О культурном дрейфе и психосоматических проблемах библиотечной профессии / С. М. Гришина // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 3. – С. 12–18.
7. Чурашева О. Л. Вопросы имиджа библиотечной профессии и прикладные аспекты подготовки кадров библиотечно-информационной сферы / О. Л. Чурашева, А. Л. Третьяков // Вестн. Сев.-Вост. федер. ун-та им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – Якутск : Сев.-Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова, 2017. – С. 23–32.
8. Костюкова М. В. Библиотечно-информационная подготовка старшеклассников как начальный этап библиотечной профессионализации : автореф. дис. … канд. пед. наук / М. В. Костюкова. – Москва, 2000. – 16 с.
9. Рассадина М. И. Профессиональная ориентация как фактор совершенствования системы непрерывного библиотечного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук / М. И. Рассадина. – Москва, 2010. – 25 с.
10. Павлова А. С. О профессиональной ориентации как важнейшем звене в системе непрерывного библиотечно-информационного образования / А. С. Павлова // Вестн. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. – 2014. – № 3 (20). – С. 36–41.
11. Рассадина М. И. Сквозная функция профессиональной ориентации в системе непрерывного библиотечного образования / М. И. Рассадина // Библиотековедение. – 2011. – № 1. – С. 116–122.
12. Седова С. Е. Профориентация как путь в библиотечную профессию [Электронный ресурс] / С. Е. Седова // Молодые в библ. деле. – 2016. – № 6. – С. 51–58. – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/458336. – Загл. с экрана.
13. Сукиасян Э. Р. В каком библиотечном образовании нуждается Россия – «с отрывом или без отрыва от производства» / Э. Р. Сукиасян // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 9. – С. 67–72.
14. Шаньгинова Г. А. Профориентационная работа в вузе культуры (на примере кафедры библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО ВСГИК) / Г. А. Шаньгинова // Вестн. Вост.-Сибир. гос. ин-та культуры. – 2017. – № 2. – С. 155–158.
15. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – Москва : Академия, 2004. – 304 с.
16. Климов Е. А. Как выбирать профессию: книга для учащихся / Е. А. Климов. – Москва : Просвещение, 1984. – 159 с.
17. Рыжикова Л. В. Жизненные планы абитуриентов на продолжение образования и выбор профессии (по материалам социологического исследования) / Л. В. Рыжикова, Н. В. Тумбаева, Л. М. Растова // Основные проблемы и направления воспитат. работы в соврем. вузе : тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2010. – С. 286–288.
18. Стегний В. Н. Новые явления в профессиональных ориентациях молодежи Прикамья: традиции, новации, факторы / В. Н. Стегний, В. В. Шувалов // Вестн. Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Соц.-эконом. науки. – 2016. – № 3. – С. 60–72.
19. Зыгмантович С. В. Мотивы выбора профессии библиотекаря и профориентационная работа [Электронный ресурс] / С. В. Зыгмантович // Библ. дело–2004: всеобщая доступность информ.: материалы 9-й Междунар. науч. конф. (Москва 22–24 апр. 2004 г.). – Москва, 2004. – С. 241–243. – Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2004/s9/s9_p20.htm. – Загл. с экрана.
20. Захаренко М. П. Привлекательность библиотечной профессии для молодежи: опыт социологического исследования / М. П. Захаренко // Библиотековедение. – 2010. – № 3. – С. 112–117.
21. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, В. В. Петухова. – Москва : Весь Мир, 2011. – С. 282–285.
22. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу ; пер. с англ. – 3-e изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – С. 60–68.
Рецензия
Для цитирования:
Морева О.Н. Выбор библиотечной профессии: ценностные установки молодежи и содержательные аспекты профориентации. Научные и технические библиотеки. 2020;(1):84-103. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-1-84-103
For citation:
Moreva O.N. Choosing the library profession: Value system of the young adults and the content of career guidance. Scientific and Technical Libraries. 2020;(1):84-103. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-1-84-103