Стратегия профессионального взаимодействия в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-2-79-90
Аннотация
Рассмотрена проблема подготовки специалистов библиотек в условиях трансформации современного общества. Названы причины падения имиджа профессии библиотекаря, способы ее сохранения и перспективы развития. Раскрыты предпосылки модернизации библиотечной профессии и современной библиотеки в контексте развития библиотечной высшей школы на основе конвергенции наук, междисциплинарности и трансдисциплинарности. Проблемы востребованности и перспективности библиотечной профессии, социально-экономической эффективности библиотечной деятельности изучены с учетом функциональных связей триады «библиотека–вуз–наука». Переход к новой образовательной парадигме в библиотечно-информационной сфере рассмотрен на фоне развития инновационной деятельности библиотеки, реализации национального проекта «Культура» (2019–2024 гг.). Особое внимание в характеристике взаимодействия вуза и библиотеки уделено подготовке к проектной деятельности бакалавров и магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» (ФГОС 3++). Проектная деятельность раскрыта как инструмент социокультурного проектирования с помощью инновационных библиотечно-информационных средств. Подчеркнуто: стратегия профессионального взаимодействия в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы развивается в рамках проблемного поля, отражающего противоречия между социокультурной парадигмой высшего образования и прагматикой рынка интеллектуального труда, между шкалой оценок профессионального труда вузом и рынком.
Об авторах
Е. Л. КудринаРоссия
Кудрина Екатерина Леонидовна – доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра «Корпоративный университет “ЛЕНИНКА”», профессор кафедры «Управление цифровыми ресурсами библиотек, музеев, архивов» Российской государственной библиотеки, профессор Государственного университета управления
Москва
Н. Л. Голубева
Россия
Голубева Наталья Леонидовна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры библиотечно-библиографической деятельности и информационных технологий
Краснодар
Список литературы
1. Лопатина Н. В. Библиотечная профессия в ХХI веке: сравнительный анализ российских и зарубежных тенденций развития // Культура и образование. – 2016. – № 1. – С. 70–79.
2. Макеева О. В. Актуальные проблемы работы с персоналом библиотек на современном этапе развития библиотечного дела // Библиосфера. – 2018. – № 4. – С. 48–55.
3. Дулатова А. Н. Тенденция к конвергенции профессий: прогностическая модель / А. Н. Дулатова // Образование и наука в высшей школе: современные тренды : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Краснодар, окт.-ноябрь 2016 г.). – Краснодар: КГИК, 2016. – С. 135–141.
4. Национальный проект «Культура» 2019–2024. – Режим доступа: http://Strategy24.ru›…projects/natsionalnyy-proyekt-kul (дата обращения: 10.07.2019).
5. Кузнецова Т. Я. Кадровая ситуация в российских библиотеках и пути развития профессионального потенциала отрасли / Т. Я. Кузнецова // Информ. бюл. РБА. – 2017. – № 80. – С. 132–138.
6. Брежнева В. В. Информационное обслуживание : учеб. пособие / В. В. Брежнева, Р. С. Гиляревский. – Санкт-Петербург : Профессия, 2012. – 368 с.
7. Рушанин В. Я. Перспективы развития высшего библиотечного образования в контексте освоения профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности / В. Я. Рушанин // Науч. и техн. б-ки. – 2018. – № 1. – С. 32–41.
8. XXIV Ежегодная сессия Конференции РБА, Тула, 11.05.2019 – 17.05.2019. – Режим доступа: http://www.rba.ru/activities/sections/01-17/meeting/ (дата обращения: 10.07.2019).
9. Калегина О. А. Потенциал библиотечно-информационного образования в условиях модернизации общедоступных библиотек / О. А. Калегина, Г. А. Кузичкина, Г. М. Кормишина // Вестн. Казанского гос. ун-та культуры и искусств. – 2018. – № 2. – С. 110–115.
10. Кудрина Е. Л. «Экономика творчества»: проектный подход / Е. Л. Кудрина, В. Д. Пономарев // Вестн. Московского гос. ун-та культуры и искусств. – 2015. – № 4. – С. 172 – 179.
11. Голубева Н. Л. Высококвалифицированные управленческие кадры – основа развития инновационно-проектной деятельности библиотек / Н. Л. Голубева // Семнадцатые Кайгородовские чтения. Культура, наука, образование в информ. пространстве региона : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Вып. 17. – Краснодар : КГИК, 2017. – С. 76–78.
12. Скипор И. Л. Проектная деятельность специалистов библиотечно-информационных учреждений в контексте требований профессиональных и образовательных стандартов / И. Л. Скипор // Вестн. КемГУКИ. – 2017. – № 41. – С. 174–180.
Рецензия
Для цитирования:
Кудрина Е.Л., Голубева Н.Л. Стратегия профессионального взаимодействия в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы. Научные и технические библиотеки. 2020;(2):79-90. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-2-79-90
For citation:
Kudrina E.L., Golubeva N.L. Strategy of professional interaction in training professionals in the library and information sphere. Scientific and Technical Libraries. 2020;(2):79-90. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-2-79-90