Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 2 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-2

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

9-23 110
Аннотация

В настоящее время многие исследовательские организации приступили к разработке систем управления знаниями (СУЗ). Этот процесс можно значительно упростить, если принять действующие научно-технические библиотеки за основу СУЗ. При этом задача НТБ состоит в том, чтобы из средства информационного обеспечения превратиться в средство управления знаниями в составе СУЗ. Структура современных НТБ – это актуальные книжный и журнальный фонды, готовые электронно-библиотечные системы и формируемые в организациях электронные библиотеки внешних и собственных научно-информационных ресурсов. При объединении в СУЗ традиционной и электронной библиотек возникает синергетический эффект от их взаимного использования. Работая с внутренними базами данных, НТБ может стать средством управления научно-техническим контентом, результатами интеллектуальной деятельности и объектами интеллектуальной собственности, т.е. полноценной частью СУЗ. Основными условиями успешного включения НТБ в СУЗ организации являются: работа как с внешними, так и с внутренними научно-информационными ресурсами, создание единого информационного пространства на интранет-портале организации, правильный выбор программного обеспечения. Отмечено: интересен подход к трансформации знания в библиотеке посредством применения читателями меток (тэгов) в электронных каталогах и полнотекстовых БД, что приведет к созданию пользовательских сетевых библиотечных контекстных структур.

24-38 115
Аннотация

Проанализирован опыт работы Президентской библиотеки в области каталогизации цифрового контента. Формируемый в библиотеке электронный фонд носит интегрированный характер и включает цифровые копии библиотечных материалов, архивных документов и музейных предметов, что потребовало разработки методик описания объектов, новых для библиотечного хранения. Представлены результаты деятельности межведомственной рабочей группы Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина по выработке принципов и подходов, позволяющих совместить в едином каталоге представление библиотечных, архивных, музейных ресурсов и доступа к ним в соответствии с современными международными стандартами. Раскрыта деятельность Президентской библиотеки как методического центра по разработке специальных методик описания различных информационных ресурсов. Представлены методические издания Президентской библиотеки, которые могут рассматриваться в качестве логического продолжения серии учебно-методических пособий «RUSMARC в примерах» для библиографирующих учреждений России. Освещена деятельность Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина в рамках реализации Программы национальной стандартизации, работ по развитию Национальной электронной библиотеки и Сводного каталога электронных ресурсов, а также международная деятельность в области каталогизации (участие в работе постоянных комитетов ИФЛА по формату UNIMARC и в Секции тематического анализа и доступа). Охарактеризована деятельность библиотеки как образовательного центра по обучению каталогизации цифрового контента библиотек, в том числе – проведение обучающих семинаров, опыт привлечения студентов вузов к формированию описательных метаданных ресурсов Президентской библиотеки. В заключение представлены перспективные направления деятельности Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина в области каталогизации: разработка модели описания цифровых коллекций и внедрение стандарта METS (Стандарт кодирования и передачи метаданных).

39-62 60
Аннотация

Обоснована важность вторичных ресурсов для научных исследований. Мониторинг информационных потребностей пользователей, проводимый сотрудниками библиотеки на протяжении многих лет, выявил заинтересованность ученых в оптимизации процессов планирования, координации и оценки научной деятельности. Помочь в этом может библиотека, наладив работу по раскрытию научных ресурсов и баз данных, отвечающих тематическим запросам пользователей. Сделан вывод о том, что отбором вторичных информационных ресурсов должна заниматься научная библиотека, которая не только располагает знаниями и опытом в работе с базами данных, но и хорошо изучила тематику и потребности научного учреждения. На примере российских и зарубежных публикаций изучено современное состояние рынка вторичных информационных ресурсов. Даны рекомендации по анализу и хранению информации. Собранный материал помог выработать универсальные критерии отбора и рецензирования вторичных информационных источников на основании их полноты, релевантности, профильности, актуальности, удобства использования. Ключевым моментом работы стало привлечение к созданию системы ученых – носителей знаний предметной области – и сотрудников библиотек, предоставляющих и корректирующих доступ к ресурсам. Для ученых Центра физико-химической биологии была выделена группа вторичных ресурсов, обеспечивающих быстрое и качественное удовлетворение тематических запросов, проведение наукометрических и патентных исследований.

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП. ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

63-78 71
Аннотация

Эта статья, имеющая сложную – «мозаичную» – структуру, содержит материалы семинара «Сотрудничество и сообщество. Переход к открытому доступу», проведенного на Лондонской книжной ярмарке в апреле 2018 г. американской компанией по доставке информации Copyright Clearance Center. Эти материалы (рассуждения четырех участников семинара – специалистов в сфере научных публикаций: издателя из Cambridge University Press, библиотекаря того же университета, представителя научного общества Royal Society of Chemistry и исполнительного директора платформы по сбору средств методом краудфандинга Knowledge Unlatched), а также вступительное слово модератора семинара Кристофера Киннелли (Christopher Kenneally) были опубликованы в день проведения этого мероприятия, их получили его участники. С любезного разрешения К. Киннелли и Аластара Хорна (Alastair Horn), ответственного за выпуск этого Академического бюллетеня, в котором размещены подготовительные материалы, мы публикуем оригинальный англоязычный текст и его перевод. Эта публикация преследует две цели: ознакомить читателей с проблемами развития системы открытого доступа, озвученными в ходе работы пленарной сессии; представить детальный разбор используемых методов работы с аудиторией (все технологии опираются на принципы открытого доступа). Отбор материала, работу по получению разрешений на русскоязычный перевод (и сам перевод) и на повторное использование оригинального материала (разрешение на перепечатку) выполнил А. И. Земсков, ведущий научный сотрудник ГПНТБ России, принявший участие в этом семинаре; он – автор заключительных обобщающих замечаний о новой модели публикации и обнародования как варианте открытого доступа.

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

79-90 151
Аннотация

Рассмотрена проблема подготовки специалистов библиотек в условиях трансформации современного общества. Названы причины падения имиджа профессии библиотекаря, способы ее сохранения и перспективы развития. Раскрыты предпосылки модернизации библиотечной профессии и современной библиотеки в контексте развития библиотечной высшей школы на основе конвергенции наук, междисциплинарности и трансдисциплинарности. Проблемы востребованности и перспективности библиотечной профессии, социально-экономической эффективности библиотечной деятельности изучены с учетом функциональных связей триады «библиотека–вуз–наука». Переход к новой образовательной парадигме в библиотечно-информационной сфере рассмотрен на фоне развития инновационной деятельности библиотеки, реализации национального проекта «Культура» (2019–2024 гг.). Особое внимание в характеристике взаимодействия вуза и библиотеки уделено подготовке к проектной деятельности бакалавров и магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» (ФГОС 3++). Проектная деятельность раскрыта как инструмент социокультурного проектирования с помощью инновационных библиотечно-информационных средств. Подчеркнуто: стратегия профессионального взаимодействия в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы развивается в рамках проблемного поля, отражающего противоречия между социокультурной парадигмой высшего образования и прагматикой рынка интеллектуального труда, между шкалой оценок профессионального труда вузом и рынком.

НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯ

91-104 44
Аннотация

Проанализирована значимость геологических знаний для решения широкого круга практических задач. Цель проведенных работ – оценка результативности итогов исследований ученых и специалистов в 2012–2018 гг. в геологии, геофизике, географии, горном деле, геодезии и картографии на основе баз данных Российского индекса научного цитирования. В процессе анализа учтены такие наукометрические показатели, как публикационная активность исследователей – ежегодное количество их публикаций, цитируемость этих публикаций и востребованность итогов работ ученых. Выявлены особенности динамики показателей публикационной активности: высокие значения для геологии и геофизики и минимальные – для геодезии и картографии; при этом число публикаций по географии и горному делу примерно совпадает. Для геологии отмечена относительная стабильность количества публикаций с 2015 г., в то время как для других анализируемых отраслей – спад числа публикаций с 2017 г. При этом показатели цитируемости для всех рассматриваемых лет непрерывно уменьшаются. В то же время в сфере геофизики эти показатели в три-четыре раза превышают аналогичные для географии и в семь-девять раз – для горного дела. Наиболее востребованы результаты исследований по геофизике, наименее – по геодезии и картографии. При этом если ежегодная востребованность итогов исследований по геофизике превышает аналогичные показатели для географии на 15–20%, то для геодезии и картографии – примерно в 1,5 раза. Невысокие показатели востребованности для всех областей исследований в 2018 г. объясняются, очевидно, той же причиной, что и низкие показателей цитирования в том же году: замедленным «откликом» научного сообщества на публикации текущего года.

Статья сопровождается рядом иллюстраций, отражающих результаты исследования.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

105-124 100
Аннотация

Оперативное и методологически правильное управление ресурсами в информационно-библиотечной веб-среде влияет на их эффективное развитие. В статье освещены проблемы нового этапа становления менеджмента. Даны общая характеристика и определение термина «iМенеджмент» (интернет-менеджмент). Обоснован научный и прикладной интерес к современным аналитическим инструментам управления веб-ресурсами библиотеки. Отмечено, что грамотное использование аналитических инструментов способствует качественному анализу различных веб-ресурсов в цифровой среде. Выбор аналитических инструментов зависит от вида ресурса (официальный сайт, аккаунт, блог, сайт конференции или библиотечного мероприятия и т.д.) и поставленных целей. Сбор и анализ вебометрических показателей при помощи аналитических инструментов – один из основных способов реорганизации библиотечных веб-ресурсов. Цель статьи – изучить современные способы управления содержанием сайта на основе вебометрических показателей и разработать общий цикл управления библиотечными веб-ресурсами. Определены преимущества единой системы управления ими. Кратко охарактеризованы все этапы управленческого цикла, приведена последовательность их выполнения: постановка целей, мониторинг, анализ, планирование, контроль, принятие решений. Отмечено, что разработанный цикл управления библиотечными веб-ресурсами может быть положен в основу единой управленческой методики эффективного развития библиотечных веб-ресурсов в цифровой среде посредством современных аналитических инструментов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)