Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Моделирование репозитория STEM-проектов как подсистемы открытого архива

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-2-71-90

Аннотация

Рассмотрены понятия «репозиторий» и «метаданные», которые широко используются в электронных библиотеках и интернет-ресурсах. Предложена новая форма хранения проектов – репозиторий STEM-проектов. В статье представлена иерархическая структура репозитория; в качестве подхода к поиску проектов предложены две предметные рубрики: классификация по обучающимся и облако тегов, использование которых характеризуется особенностями STEM-проектирования. Приведены примеры структуры и строения аналогичных репозиториев из зарубежных ресурсов, в частности репозитория фирмы Siemens и различных форматов образовательных ресурсов, размещённых в подобных хранилищах. Предложена новая структура хранилища данных, организованная как облако тегов, сформированное в виде двух разделов – ресурсы для школ и ресурсы для высших учебных заведений. Отмечена важность сбора ресурсов, посвящённых такому новому направлению, как STEAM-STEM-проектирование, призванному облегчить изучение предметов естественно-научного цикла, накопить удачные наработки учителей, школьников, преподавателей и студентов в этой сфере и создать условия для оперативного поиска и извлечения проектов по различным темам с межпредметными связями, а также с возможностями прикладного использования в инженерных дисциплинах.

Об авторах

М. С. Арарат-Исаева
Московская школа № 67
Россия

Арарат-Исаева Мария Сергеевна – учитель информатики и робототехники

Москва



М. Ю. Арарат-Исаев
Московская школа № 67
Россия

Арарат-Исаев Марат Юсупович – учитель информатики и робототехники, заведующий кафедрой информатики и робототехники

Москва



С. Г. Григорьев
Московский городской педагогический университет
Россия

Григорьев Сергей Георгиевич – член-корреспондент РАО, доктор техн. наук, проф., профессор департамента информатики, управления и технологий

Москва



М. В. Курносенко
Московский городской педагогический университет
Россия

Курносенко Михаил Валерьевич – старший преподаватель департамента информатики, управления и технологий

Москва



Список литературы

1. Люблинская И. Е. STEM в школе и новые стандарты среднего естественнонаучного образования в США / И. Е. Люблинская // Проблемы преподавания естествознания в России и за рубежом. Москва : ЛЕНАНД, 2014. № 44. С. 6–23.

2. Репин А. О. Актуальность STEM-образования в России как приоритетного направления государственной политики / А. О. Репин // Научная идея. 2017. № 1. С. 76–82.

3. Carnevale A. P. STEM. Executive summary / A. P. Carnevale, N. Smith, M. Melton // Georgetown University. Center on Edication and the Workforce. URL: https://cew.georgetown.edu/wp-content/uploads/2014/11/stem-execsum.pdf (дата обращения: 15.06.2021).

4. Григорьев С. Г. STEM-технологии в подготовке магистров педагогического направления / С. Г. Григорьев, А. Р. Садыкова, М. В. Курносенко // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2018. № 3. С. 8–13.

5. Григорьев С. Г. Внедрение элементов STEM-образования в подготовку педагогов по профилю «Информатика и технологии» / С. Г. Григорьев, М. В. Курносенко // Известия института педагогики и психологии образования. Москва : МГПУ, 2018. № 2. С. 5–13.

6. Григорьев С. Г. Учебное STEM-проектирование виртуальных и реальных устройств на платформе Arduino / С. Г. Григорьев, М. В. Курносенко, А. М. Костюк // Информатика и образование. 2020. № 10 (319). С. 17–27.

7. Десять лет с Будапештской инициативой открытого доступа: устанавливая открытость // Budapest Open Access Initiative. URL: http://www.budapestopenaccessinitiative.org/boai-10-translations/russian (дата обращения: 15.06.2021).

8. Вахрушев М. В. Научная библиотека вуза в роли открытого архива / М. В. Вахрушев //Научные и технические библиотеки. 2018. № 4. С. 15–17.

9. Шрайберг Я. Л. О разработке концепции Открытого архива информации ГПНТБ России /Я. Л. Шрайберг, М. В. Гончаров, К. А. Колосов // Там же. 2020. № 12. С. 45–58.

10. Открытый учебный материал по предметам STEM: проверенный на качество, реалистичный и бесплатный // Medienportal für den MINT-Unterricht. URL: https://medienportal.siemens-stiftung.org/de/home (дата обращения: 15.06.2021).

11. Рождественская М. Ю. Репозиторий как реализация идей открытого доступа к научным публикациям: подходы к классификации / М. Ю. Рождественская // Библиосфера. 2015. № 2. С. 86–94.

12. Next Generation Science Standards : сайт, 2013. URL: http://www.nextgenscience.org (дата обращения: 15.06.2021).

13. Засурский И. И. Репозитории открытого доступа: функции и тенденции развития / И. И. Засурский, Д. В. Соколова, Н. Д. Трищенко // Научные и технические библиотеки. 2020. № 9. С. 121–142.

14. Немецкая компания LOKANDO. URL: https://lokando.com (дата обращения: 21.06.2021).

15. Токарева О. В. Об использовании понятия «метаданные» в современных информационных системах / О. В. Токарева // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. 2004. № 4–3. С. 103–107.

16. Набор «Arduino BASIC Версия EDUCATION» // Знаток. URL:https://znatok-ru/shop/konstruktory/znatok-electronniy-constructor/arduino-basic-versija-education/ (дата обращения: 17.06.2021).

17. Промышленные роботы // ПакПак : официальный сайт. URL: http://pacpac.ru/product/533020-robotics-in-industry/ (дата обращения: 17.06.2021).

18. STEM Инженерный // ПакПак : официальный сайт. URL: http://pacpac.ru/product/519341-stem-engineering/ (дата обращения: 17.06.2021).

19. STEM-набор LEGO® Education SPIKE™ // LEGO. URL: https://education.lego.com/ru-ru/products/-lego-education-spike-prime/45678#spike%E2%84%A2-prime (дата обращения: 17.06.2021).

20. Горячкин Б. С. Ментальные карты как инструмент концептуального проектирования программного обеспечения / Б. С. Горячкин, К. М. Горбовцова // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 72–1. С. 46–55.

21. Программное обеспечение Xmind // XMind. URL: https://www.xmind.net/ (дата обращения: 10.06.2021).

22. Новикова Е. О. Критериальное оценивание проектных умений школьников и цифровые ресурсы / Е. О. Новикова // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2020. № 4 (54). С. 95–100.

23. Бугрова О. Л. Облака тегов как форма сетевой библиографической информации / О. Л. Бугрова, Е. А. Галкина // Библиография в современном медиакоммуникационном пространстве : сб. науч. ст. / под общ. ред. М. Г. Вохрышевой ; редкол.: С. А. Алашеева, О. Л. Бугрова, Е. В. Вохрышева, Л. П. Машенцева. Самара : Самарский гос. ин-т культуры, 2016. 159 с.


Рецензия

Для цитирования:


Арарат-Исаева М.С., Арарат-Исаев М.Ю., Григорьев С.Г., Курносенко М.В. Моделирование репозитория STEM-проектов как подсистемы открытого архива. Научные и технические библиотеки. 2022;(2):71-90. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-2-71-90

For citation:


Ararat-Isaeva M.S., Ararat-Isaev M.Yu., Grigoryev S.G., Kurnosenko M.V. Modelling repository of STEM projects as an open archive subsystem. Scientific and Technical Libraries. 2022;(2):71-90. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-2-71-90

Просмотров: 838


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)