Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 

15-28 132
Аннотация

Дана оценка результативности исследований российских учёных и специалистов в области квантовых технологий (с учётом использования квантовых компьютеров, квантовой криптографии, квантовых коммуникаций) в 2011–2020 гг. Анализ проводился на основе баз данных Российского индекса научного цитирования с учётом ряда наукометрических показателей: публикационной активности исследователей – ежегодного количества их публикаций по итогам исследовательских работ, а также цитируемости этих публикаций и востребованности итогов работ.

Выявлено, что в России практически до конца анализируемого десятилетия отмечался непрерывный рост числа публикаций и цитируемости в области квантовых технологий, что свидетельствует о растущем интересе российских исследователей к данной области знаний, чему не помешал даже кризис 2014 г.: число публикаций в конце периода в четыре раза превысило минимум 2011 г., а максимум цитируемости – в два раза минимум 2013 г.

Констатируется, что наибольшие публикационная активность и цитируемость российских исследователей наблюдались в области квантовых компьютеров, наименьшие – в сфере квантовых коммуникаций. При этом наибольшая востребованность отмечалась в 2012 г. в области квантовых коммуникаций. Максимум востребованности в 2017 г. в сфере квантовых компьютеров меньше аналогичного показателя в области квантовой криптографии в 2011 г. и квантовых коммуникаций примерно в полтора и два раза.

Относительно небольшие показатели востребованности результатов исследований в 2020 г. для всех анализируемых направлений объясняются, очевидно, той же причиной, что и малые индексы цитирования в этом году: замедленным откликом научного сообщества на публикации текущего года. Определены направления исследований в различных сферах квантовых технологий, результаты работ по которым отличаются высокой востребованностью. Приведены иллюстрации, отражающие результаты исследования.

29-48 133
Аннотация

Представлена разработанная специалистами Межведовственного суперкомпьютерного центра РАН веб-система, реализующая сервисы, связанные с формированием и предоставлением многоаспектной информации о результатах научной деятельности (публикациях и докладах на научных мероприятиях) сотрудников организации или группы организаций. Система ориентирована как на конечного пользователя, заинтересованного в получении конкретных данных, так и на административный или библиотечный персонал, формирующий отчётные материалы для вышестоящей организации. Информационная база системы содержит связанные данные о следующих классах объектов: персоны (авторы публикаций и докладов), организации и их подразделения; публикации на аналитическом, монографическом и сводном уровнях; авторские свидетельства; научные мероприятия (конференции, симпозиумы, семинары); доклады. В состав системы входят два модуля – административный (предназначенный для ввода и редактирования данных) и пользовательский, который представляет собой специальный поисковый аппарат, осуществляющий поиск информации, её визуализацию, навигацию по связанным ресурсам и экспорт данных. Отличительная особенность системы – введённое понятие «эквивалентных» объектов, которыми считаются объекты, представленные в системе различными метаданными, но относящимися к одной физической сущности. Исходя из современных требований к отчётности по публикациям, в системе отражаются источники финансирования научных исследований, по результатам которых опубликована данная работа, а также аффилиации каждого автора, указанные в статьях. Удобный, не требующий специальных компьютерных навыков, интерфейс системы позволяет рекомендовать её для использования в библиотеках научных учреждений как инструмент для решения комплекса задач, связанных с оценкой публикационной активности сотрудников.

49-70 258
Аннотация

Представлен обзор литературы, посвящённой влиянию самоцитирования и возникающим от этого возможным искажениям при библиометрическом анализе. Вводится обобщённое определение самоцитирования и его частных вариантов: авторского, институционального, странового, журнального, дисциплинарного, издательского. Приведены формулы основных метрик самоцитирования – коэффициентов самоцитирования и самоцитируемости. Подробно рассмотрена мировая литература по авторскому, институциональному, страновому и журнальному самоцитированию. Обобщены текущие взгляды на роль и влияние самоцитирования при оценке научной деятельности. При аналитическом рассмотрении статей, посвящённых самоцитированию, выясняется, что у исследователей существует консенсус по ряду позиций, например: а) патологией является как гипертрофированное самоцитирование, так и его отсутствие; б) самоцитирование мало влияет на оценку крупных научных единиц, но может быть критическим при анализе отдельных учёных; в) влияние самоцитирования наиболее выражено у научных единиц со слабыми библиометрическими показателями, в то время как топовые учёные, организации, журналы и др. получают наибольшее число ссылок извне. Рассмотрено реагирование самих библиометрических инструментов и баз данных с целью корректировки индикаторов в случае манипулирования самоцитированием.

Представленная первая часть обзора посвящена определению основных понятий и терминов, а также рассмотрению наиболее обсуждаемого и распространённого типа самоцитирования – авторского.

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП. ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ 

71-90 162
Аннотация

Рассмотрены понятия «репозиторий» и «метаданные», которые широко используются в электронных библиотеках и интернет-ресурсах. Предложена новая форма хранения проектов – репозиторий STEM-проектов. В статье представлена иерархическая структура репозитория; в качестве подхода к поиску проектов предложены две предметные рубрики: классификация по обучающимся и облако тегов, использование которых характеризуется особенностями STEM-проектирования. Приведены примеры структуры и строения аналогичных репозиториев из зарубежных ресурсов, в частности репозитория фирмы Siemens и различных форматов образовательных ресурсов, размещённых в подобных хранилищах. Предложена новая структура хранилища данных, организованная как облако тегов, сформированное в виде двух разделов – ресурсы для школ и ресурсы для высших учебных заведений. Отмечена важность сбора ресурсов, посвящённых такому новому направлению, как STEAM-STEM-проектирование, призванному облегчить изучение предметов естественно-научного цикла, накопить удачные наработки учителей, школьников, преподавателей и студентов в этой сфере и создать условия для оперативного поиска и извлечения проектов по различным темам с межпредметными связями, а также с возможностями прикладного использования в инженерных дисциплинах.

91-108 222
Аннотация

Представлены некоторые результаты изучения отношения студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», к методам и формам электронного обучения и дистанционным образовательным технологиям. Для достижения цели исследования в мае 2021 г. автором проведено анкетирование студентов, обучающихся по данному направлению в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству культуры РФ. Более высокая вовлечённость при работе с технологиями электронного и дистанционного обучения отмечена у студентов, обучающихся по программе магистратуры. Автор связывает это с тем, что для самостоятельной работы магистров отведено больше времени, и они уже обладают универсальной компетенцией «способность к самоорганизации и самообразованию». Установлено использование большого количества (возможно излишнего) информационных систем и социальных сетей при проведении итоговой и промежуточной аттестаций и при передаче знаний с использованием дистанционных образовательных технологий обучения. В заключительной части исследования показано, что абсолютное большинство респондентов (75,7% бакалавров и 81,5% магистров) считают необходимым применение технологий электронного и дистанционного обучения в образовательном процессе. Исследование позволило точнее оценить современные тренды непрерывного библиотечно-информационного образования и определить возможные проблемы его развития в условиях цифровой трансформации образования и культуры.

БИБЛИОТЕЧНОЕ И СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 

109-122 250
Аннотация

Проблема удовлетворённости читателей в библиотеках традиционно связана с удовлетворением их информационных потребностей. Долгое время «удовлетворённость читателей» считалась относительным показателем, поскольку библиотеки создавались в адаптированных помещениях. Концепция «сервисного подхода» в библиотечно-информационной деятельности вернула эту тему на повестку дня. Сегодня в контексте экономического развития Азербайджана формируются библиотеки и информационные учреждения, отвечающие мировым стандартам, и в таких условиях особенно актуальна проблема удовлетворённости читателей. В статье исследуются факторы, влияющие на общую удовлетворённость читателей и качество обслуживания, с целью выявления сильных и слабых сторон библиотечной и информационной деятельности Азербайджана. Исследование проводилось на основе модели «SERVQUAL». Индекс удовлетворённости клиентов CSI (Customer Satisfaction Index) был рассчитан, оценён по семибалльной шкале Laykert-а по пяти измерениям и определён «пороговый» индекс. На основе анализа полученных результатов в качестве основных факторов, влияющих на удовлетворённость читателей и качество обслуживания, были определены эргономическая среда, предоставление новой информации, профессионализм персонала и открытость к управленческим инновациям. Статья призвана подчеркнуть важность применения международных стандартов и обмена опытом по рассматриваемому направлению деятельности, а также необходимость разработки новых подходов, новых моделей и методов оценки.

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ 

123-138 239
Аннотация

Дан краткий экскурс по понятийно-терминологическому аппарату на тему информационной грамотности. Проанализировано содержание понятия «информационная грамотность». Сделан акцент на необходимости овладения студентами знаниями и навыками информационной грамотности как инструмента устойчивого личностного развития. Обозначено значение вузовской библиотеки в формировании информационной грамотности. Представлен опыт работы научной библиотеки Новосибирского государственного университета экономики и управления по организации и проведению практико-ориентированных занятий с применением инновационных игровых форм, таких как «Интеллектуальная мастерская», «Библиографическая викторина», «Библиографический хакатон». Подчёркнута значимость их использования при осуществлении практико-ориентированных занятий для студентов вуза.

Отмечена возможность проведения практико-ориентированных, а также итоговых занятий в двух форматах: офлайн и онлайн. Рассмотрена роль индивидуального консультирования в обучении информационной грамотности. Сделан вывод: информационная грамотность – неотъемлемое условие непрерывного образовательного процесса. Вузовская библиотека имеет все возможности стать для своих пользователей проводником, консультантом и помощником в мире информации.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ 

139-146 92
Аннотация

В рецензии положительно оценивается выпущенная в трёх томах книга Я. Л. Шрайберга «Мой друг Катя Гениева» (Москва, 2021). Рецензент позитивно относится к тому, что через описание личности и деятельности Е. Ю. Гениевой, генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, фактически дан портрет последних сорока лет нашей богатой социальными, политическими, экономическими событиями идеологической, культурной истории. Основная деятельность Е. Ю. Гениевой – личности международного масштаба, известной своими общественными, культурными, филантропическими, филологическими, библиотечными и библиотековедческими инициативами, – пришлась на переломное в истории России время, и она оказалась «в нужное время в нужном месте». В книге отлично передана незаурядность Е. Ю. Гениевой, документированно показаны её инициативность, вклад во многие актуальные проблемы переживаемой ею современности. Е. Ю. Гениева показана с положительной стороны, а присущие ей, как и всякому человеку, недостатки могут составить предмет другого труда, если найдутся желающие осуществить таковой. Тогда появится в полной мере объективный портрет нашего выдающегося современника.

147-163 86
Аннотация

Отзыв на вышедший в свет в Санкт-Петербурге сборник избранных трудов профессора Валерия Павловича Леонова, опубликованных в специальных журналах и сборниках в 1972–2020 гг. Статьи для публикации в сборнике В. П. Леонов отобрал сам. В «Избранное» вошли его статьи, интервью и выступления, отражающие динамику развития его научных интересов в библиотечно-информационной сфере. Материал в книге сгруппирован по восьми тематическим разделам: книговедение – новые аспекты теории; библиотековедение как фундаментальная наука; библиографическая информация и проблемы её свёртывания; библиотечно-библиографические процессы как социальный феномен; библиография: в поисках новой парадигмы; концепция точного библиографоведения; Библиотека Академии наук: опыт биографии; Международная ассоциация библиофилов и Библиотека Российской академии наук. Самостоятельный раздел книги посвящён памяти учителей, коллег и друзей В. П. Леонова. В эпилоге В. П. Леонов предоставляет читателю возможность ознакомиться с некоторыми страницами его биографии. Завершается книга подробным именным указателем. Это издание представляет интерес для широкого круга библиотечно-информационного профессионального сообщества.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)