Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Формирование информационной грамотности у студентов как направление деятельности вузовских библиотек (на примере опыта научной библиотеки НГУЭУ)

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-2-123-138

Полный текст:

Аннотация

Дан краткий экскурс по понятийно-терминологическому аппарату на тему информационной грамотности. Проанализировано содержание понятия «информационная грамотность». Сделан акцент на необходимости овладения студентами знаниями и навыками информационной грамотности как инструмента устойчивого личностного развития. Обозначено значение вузовской библиотеки в формировании информационной грамотности. Представлен опыт работы научной библиотеки Новосибирского государственного университета экономики и управления по организации и проведению практико-ориентированных занятий с применением инновационных игровых форм, таких как «Интеллектуальная мастерская», «Библиографическая викторина», «Библиографический хакатон». Подчёркнута значимость их использования при осуществлении практико-ориентированных занятий для студентов вуза.

Отмечена возможность проведения практико-ориентированных, а также итоговых занятий в двух форматах: офлайн и онлайн. Рассмотрена роль индивидуального консультирования в обучении информационной грамотности. Сделан вывод: информационная грамотность – неотъемлемое условие непрерывного образовательного процесса. Вузовская библиотека имеет все возможности стать для своих пользователей проводником, консультантом и помощником в мире информации.

Об авторе

Т. М. Комлева
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Россия

Комлева Татьяна Михайловна – заведующая информационно-библиографическим сектором научной библиотеки

Новосибирск



Список литературы

1. Дрешер Ю. Н. Информационное обеспечение учёных и специалистов / Ю. Н. Дрешер. Санкт-Петербург : Профессия, 2008. 464 с.

2. American Association of School Librarians and Association for Educational Communications and Technology. Chicago : ALA, 1998.

3. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина [и др.]. Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. 512 с.

4. Маяки информационного общества: Александрийская декларация об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни. – Александрия, 2005. URL: https://www.mediagram.ru/netcat_files/106/104/h_ec60754734ee46f439db048705afd47c (дата обращения: 23.06.2021).

5. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов / К. Уилсон, А. Гриззл, Р. Туазон, К. Акьемпонг, Чи-Ким Чун. Париж, 2012. 200 с. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214706.pdf (дата обращения: 23.06.2021).

6. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности / С. Туоминен, С. Котилайнен, А. Лундвалл, М. Лаакконен. Москва, 2012. 142 с. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf (дата обращения: 23.06.2021).

7. Кан Цюнцюн. Практический опыт обучения информационной грамотности в вузах Китая / Кан Цюнцюн // Азимут науч. исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 97–101. doi: 10.26140/anip-2019-0804-0022.

8. Гендина Н. И. Информационная грамотность как приоритет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»: российский взгляд на проблему / Н. И. Гендина // Информационная грамотность как приоритет Программы «ИДВ». URL: http://ifapcom.ru/files/Monitoring/gendina_inf_gram.pdf.

9. Редькина Н. С. Современные практики библиотек по обучению информационной грамотности / Н. С. Редькина // Библиосфера. 2019. № 4. С. 46–53.

10. Акулина С. В. Роль вузовской библиотеки в формировании информационной грамотности и компетенции в процессе подготовки специалистов / С. В. Акулина, Е. В. Петухова // Вестник РУК. 2014. № 4 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rolvuzovskoy-biblioteki-v-formirovanii-informatsionnoy-gramotnosti-i-kompetentsii-v-protsesse-podgotovki-spetsialistov (дата обращения: 07.06.2021).

11. Виноградова Т. С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации / Т. С. Виноградова // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 92–98.

12. Шувалова М. Высшее образование на дистанте: что будет дальше? / М. Шувалова. URL: https://www.garant.ru/article/1430245/ (дата обращения: 23.06.2021).

13. Эко У. Картонки Минервы / У. Эко. Москва : АСТ, 2015. 448 с.

14. Вагайцева О. С. Формирование информационной культуры пользователей: опыт работы научной библиотеки НГУЭУ / О. С. Вагайцева // Соврем. б-ка. Формы работы и библ. практики. Городской науч.-практ. семинар молодых спец. : сб. тез. докл. г. Новосибирск, 26 марта 2019 г. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2019. С. 4–7.

15. Комлева Т. М. Эффективность избирательного распространения информации в системе информационно-коммуникационного обеспечения науки в вузе (на базе опыта Научной библиотеки НГУЭУ) / Т. М. Комлева // Науч. и техн. б-ки. 2020. № 1. С. 11–23. doi: 10.33186/1027-3689-2020-11-23.

16. Принципы и методы исследований и принятия решений : учеб. пос. / Л. Е. Никифорова и др. Новосибирск : НГУЭУ, 2020. 300 с.

17. Берман Н. Д. К вопросу формирования информационной грамотности студентов / Н. Д. Берман // Современ. проблемы науки и образования. 2020. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29923 (дата обращения: 23.06.2021).

18. Смолина С. Г. Потенциал вузовской библиотеки в развитии информационной компетентности / С. Г. Смолина, М. В. Легенчук // Науч. и техн. библиотеки. 2019. № 4. С. 17–27. doi: 10/33186/1027-3689-2019-4-17-27.

19. Любимова О. Профессиональное сообщество сплотилось в непростой период / О. Любимова // Унив. книга. 2021. № 1. С. 8–13.

20. Татищев В. Н. Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской. Сочинённый господином тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым / В. Н. Татищев. Санкт-Петербург : Тип. горн. училища, 1793. URL: http://www.encyclopedia.ru/lexicon/detail/843/ (дата обращения: 22.06.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Комлева Т.М. Формирование информационной грамотности у студентов как направление деятельности вузовских библиотек (на примере опыта научной библиотеки НГУЭУ). Научные и технические библиотеки. 2022;(2):123-138. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-2-123-138

For citation:


Komleva T.M. Educating information literacy in students at academic libraries (The case study of Novosibirsk State University of Economics and Management). Scientific and Technical Libraries. 2022;(2):123-138. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-2-123-138

Просмотров: 279


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)