Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Методы и формы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии в библиотечно-информационном образовании: смешанное обучение 2.0

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-2-91-108

Полный текст:

Аннотация

Представлены некоторые результаты изучения отношения студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», к методам и формам электронного обучения и дистанционным образовательным технологиям. Для достижения цели исследования в мае 2021 г. автором проведено анкетирование студентов, обучающихся по данному направлению в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству культуры РФ. Более высокая вовлечённость при работе с технологиями электронного и дистанционного обучения отмечена у студентов, обучающихся по программе магистратуры. Автор связывает это с тем, что для самостоятельной работы магистров отведено больше времени, и они уже обладают универсальной компетенцией «способность к самоорганизации и самообразованию». Установлено использование большого количества (возможно излишнего) информационных систем и социальных сетей при проведении итоговой и промежуточной аттестаций и при передаче знаний с использованием дистанционных образовательных технологий обучения. В заключительной части исследования показано, что абсолютное большинство респондентов (75,7% бакалавров и 81,5% магистров) считают необходимым применение технологий электронного и дистанционного обучения в образовательном процессе. Исследование позволило точнее оценить современные тренды непрерывного библиотечно-информационного образования и определить возможные проблемы его развития в условиях цифровой трансформации образования и культуры.

Об авторе

Р. Р. Мухаметшин
Институт археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан; Казанский государственный институт культуры
Россия

Мухаметшин Рамис Рустамович – заведующий  информационно-редакционным отделом Института археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан; аспирант кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем Казанского государственного института культуры

Республика Татарстан, Казань



Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 06.02.2020 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.06.2021 г.).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71770012/ (дата обращения: 02.06.2021).

3. Стрекалова Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование / Н. Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 2. С. 84–88. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88.

4. Необходимость перехода на дистанционный формат обучения: результаты исследования / М. В. Полевая, С. А. Полевой, С. М. Буянова [и др.] // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 9. С. 194–209. https://doi.org/10.46486/0234-4505-2020-9-194-209.

5. Савич Л. Е. О возможностях использования технологий электронного и дистанционного обучения в непрерывном социокультурном образовании / Л. Е. Савич, Н. А. Шайтанова, Р. Р. Мухаметшин // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Междунар. электрон. науч.-практ. конф., Казань, 18 мая 2018 г. / под науч. ред. П. П. Терехова. Казань : Бриг, 2018. С. 560–565.

6. Huang R. H., Liu D. J., Guo J., Yang J. F., Zhao J. H., Wei X. F., Knyazeva S., Li M., Zhuang R. X., Looi C. K., & Chang T. W. (2020). Guidance on Flexible Learning during Campus Closures: Ensuring course quality of higher education in COVID-19 outbreak. Beijing : Smart Learning Institute of Beijing Normal University.

7. Бобрович Т. А. Методическая компетентность преподавателя профессиональной школы в контексте психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации / Т. А. Бобрович // Теория и методика профессионального образования. 2014. Т. 1. № 1–1. С. 213–218.

8. Стукаленко Н. М. Психолого-педагогические проблемы применения компьютерных технологий в образовании / Н. М. Стукаленко, О. А. Дмитриева // Учебный эксперимент в образовании. 2011. № 2. С. 22A–26.

9. UNESCO (2020) COVID-19 and Higher education: today and tomorrow [Электронный ресурс]. URL: https://www.iesalc.unesco.org/en/wp-content/uploads/2020/05/COVID-19-EN-130520.pdf (дата обращения: 02.06.2021).

10. IAU (2020) The Impact of COVID-19 on Higher Education around the World [Электронный ресурс]. URL: https://www.iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_covid19_and_he_survey_report_final_may_2020.pdf (date of access: 02.06.2021).

11. Современная аналитика образования. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/05/26/1551527214/%D0%A1%D0%90%D0%9E%206(36)_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 20.07.2020).

12. Сводный аналитический отчёт «Анализ рынка высшего образования по направлению „Библиотечно-информационная деятельность“: предложение, контент программ, ключевые компетенции». URL: http://xn--80aacacvtbthqmh0dxl.xn--p1ai/assets/files/documents/analiz-rynka-vysshego-obrazovaniya-po-napravleniyu-bid.pdf (дата обращения: 02.06.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Мухаметшин Р.Р. Методы и формы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии в библиотечно-информационном образовании: смешанное обучение 2.0. Научные и технические библиотеки. 2022;(2):91-108. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-2-91-108

For citation:


Mukhametshin R.R. The methods and forms of e-learning and distance educational technologies: Blended learning 2.0. Scientific and Technical Libraries. 2022;(2):91-108. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-2-91-108

Просмотров: 259


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)