Модернизация процесса обслуживания пользователей университетских библиотек
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-3-39-60
Аннотация
Актуальность данной темы обусловлена цифровизацией всех отраслей хозяйства и социальной сферы, что ставит перед обществом новые задачи. Библиотеки вузов перестраивают свою работу и переводят основные направления библиотечной деятельности в дистанционный формат. С переходом на удалённую работу в период сложной эпидемиологической обстановки, связанной с пандемией COVID-19, библиотеки акцентировали своё внимание на дистанционном обслуживании пользователей. В связи с полным переходом на дистанционный формат обслуживания перед библиотекой встала проблема модернизации бизнес-процессов. В статье представлен опыт Научной библиотеки Сибирского федерального университета; рассмотрен процесс обслуживания пользователей университетской библиотеки в новом формате. Анализируется система ИРИ и ДОР на новом уровне. Представлена проактивная модель библиотеки, под которой понимается процесс информационного обслуживания читателей в любой форме и на любом носителе на основе классических и сетевых форм обслуживания на базе сервисов опережения запроса. Представленные в статье материалы позволяют сотрудникам и пользователям библиотеки по-новому выстроить взаимодействие между библиотекарем и читателем, расширить возможности библиотеки. Предложенная авторами технология позволяет на основе сервисов опережения запросов читателей выходить за рамки их потребностей и создавать зону ближайшего развития интересов. Статья представляет собой авторское осмысление происходящей цифровой трансформации деятельности вузовских библиотек.
Список литературы
1. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов-н/Д : Мысль, 1999. 368 с.
2. Цыренова М. И. Опыт использования массовых открытых онлайн-курсов при дистанционном обучении китайских студентов во время эпидемии COVID-19 // Modern humanities success / Успехи гуманитарных наук. 2020. С. 31.
3. Лутфуллаев Г. У., Лутфуллаев У. Л., Кобилова Ш. Ш., Неъматов У. С. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-distantsionnogo-obucheniya-v-usloviyah-pandemii-covid-19/viewer.
4. Иванов Д. В. Виртуализация общества. Санкт-Петербург : Петербургское востоковедение, 2000. 96 с.
5. Мальцева М. Р. Генезис понятия «виртуальное библиотечное обслуживание // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. 2015. № 2 (42).
6. Соколов А. В., Берестова Т. Ф. Парадигмы библиографоведения: книга, документ, ресурс. Очерки о прошлом и будущем библиографической наук. Челябинск, 2014. 490 с.
7. Столяров Ю. Н. Критика термина «виртуальная библиотека» // Научные и технические библиотеки. 1997. № 8. С. 17–21.
8. Словари онлайн. URL: https://slovaronline.com/.
9. Свергунова Н. М. Дистанцирование библиотечного обслуживания в период вынужденной изоляции. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44091834_31549355.pdf.
10. Руководство ИФЛА по цифровой справке IFLA Digital Reference Guidelines.
11. URL: https://pandia.ru/text/77/376/25760.php.
12. Амлинский Л. З. Дистанционное библиотечно-информационное обслуживание: каким ему быть? / Л. З. Амлинский // Научные и технические библиотеки. 2012. № 11. С. 18–25.
13. Лопатина Н. В. Дистанционная работа в библиотеке: постановка вопроса // Вестник МГУКИ. 2017. 2 (76).
14. Шрайберг Я. Л. Цифровизация, пандемия, экология языка, рынок информационных и образовательных услуг и библиотеки: курс на выживание и устойчивое развитие. Ежегодный доклад Шестого Международного профессионального форума «Крым– 2021» / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. 2021. № 9. С. 13–72.
15. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. Москва. 2013. 544 с. URL: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/assets/files/bookparts/the-process-approach-to-management/podhod_read.pdf.
16. Барышев Р. А., Цветочкина И. А., Манушкина М. М., Бабина О. И. Университетская библиотека как проактивная система // Научные и технические библиотеки. 2020.
17. № 4. С. 13–36.
18. Шрайберг Я. Л. Цифровизация, пандемия, информационный рынок, библиотеки – современные реалии и прогнозы // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : сб. докл. Двадцать четвёртой междунар. конф. «LIBCOM–2020». 2020.
19. Жукова В. П. Реинжиниринг библиотечной деятельности // Вісник наукової бібліотеки / Харківський національний технічний університет сільського господарства імені Петра Василенка. Харків. 2015. Вип. 4: Основні тенденції, методи, засоби і форми патріотичного виховання в ВНЗ: бібліотечний ракурс. С. 249–253.
20. Мац Л. В. Развитие библиотечных сервисов в период пандемии // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 2 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-bibliotechnyh-servisov-v-period-pandemii (дата обращения: 11.10.2021).
21. Мизинов А. А., Масленникова О. Е. К вопросу о реинжиниринге бизнеспроцессов муниципального учреждения культуры // Цифровые технологии в науке, бизнесе, образовании : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Пенза : Наука и Просвещение, 2020. С. 14–18.
22. Терехова М. В. Реинжиниринг в системе реализации менеджмента качества в вузовской библиотеке (на примере научно-медицинской библиотеки СибГМУ). URL: https://textarchive.ru/c-1212622.html (дата обращения: 11.10.2021).
23. Бабина О. И., Барышев Р. А., Селезнев А. О. Имитационное моделирование библиотечной системы обслуживания // Вестник УМО. 2015. № 5. С. 143–148.
24. Путькина Л. В. Реинжиниринг бизнес-процесов в социокультурной сфере (на примере Молодёжной библиотеки) // Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития: Материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. СанктПетербургский гуманитарный университет профсоюзов. 2014. С. 83–85.
25. Соколова Н. В., Усманов Р. Т., Абрамов А. М. Система управления бизнеспроцессами как платформа для совместной работы библиотечных специалистов // Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 96–103.
26. Мешечак Н. А., Шамардина Л. А., Терехова М. В. Внедрение корпоративных технологий в деятельность библиотеки // Инновационные недра Кузбасса. IT-технологии. Посвящается 50-летию СО РАН, 10-летию Центра Интернет в Кузбассе, 5-летию ОАО «Сибирьтелеком» : сб. науч. тр. 2007. С. 233–235.
27. Ольгина И. Г., Тесля Е. В. Модель системы управления библиотекой и роль информационных технологий в принятии управленческих решений // Библиосфера. 2015. № 1. С. 79–83.
28. Столяров Ю. Н. Цифровой, аналоговый, электронный, виртуальный: как правильно? / Ю. Н. Столяров // Научные и технические библиотеки. 2021. № 3. С. 133–140.
29. Лопатина Н. В. Библиотека в цифровом мире: проактивный и реактивный подходы в библиотековедении // Культура: теория и практика. 2019. № 2 (29). URL: http://theoryofculture.ru/issues/104/ (дата обращения: 01.11.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Барышев Р.А., Цветочкина И.А., Касянчук Е.Н., Бабина О.И. Модернизация процесса обслуживания пользователей университетских библиотек. Научные и технические библиотеки. 2022;(3):39-60. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-3-39-60