Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

БИБЛИОМЕТРИЯ. НАУКОМЕТРИЯ 

14-38 279
Аннотация

Рассмотрен подход на основе динамики употребляемости ключевых терминов в развитии научных тем по библиотечно-информационным наукам. Основная цель исследования – анализ сегмента российских публикаций по библиотечно-информационным наукам, а также выявление круга наиболее активно развивающихся тем с применением терминологического подхода и выявлением особенностей употребления ключевых терминов по базе данных Scopus на основе тем SciVal. Объектом исследования выбран массив публикаций российских авторов по библиотечно-информационным наукам за 2000–2020 гг. в Scopus. Метод исследования включал следующие основные действия: использование WoS CC для отбора публикаций в режиме расширенного поиска, систематизации по авторам и их ранжированию; далее на основе Scopus проведён поиск по выявленным в WoS CC авторам, составлены их соотношение и ранжирование в темах SciVal. Отобраны темы, в которых термины наиболее активно использовались. Основываясь на гипотезе: чем больше ключевых слов с динамикой больше 0% в теме, тем выше вероятность того, что эта тема перспективная и активно развивающаяся, и чем больше ключевых терминов в теме имеют отрицательную динамику, тем с большей вероятностью можно говорить о снижении интереса к ней со стороны исследователей. Определены наиболее перспективные темы российских исследований по библиотечно-информационным наукам. Наиболее перспективными оказались три темы: «Intellectual Structure; Co-citation Analysis; Scientometrics», «Hirsch Index; Self-Citation; Journal Impact Factor», «Co-Authorship; Scientific Collaboration; Scientometrics».

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ 

39-60 662
Аннотация

Актуальность данной темы обусловлена цифровизацией всех отраслей хозяйства и социальной сферы, что ставит перед обществом новые задачи. Библиотеки вузов перестраивают свою работу и переводят основные направления библиотечной деятельности в дистанционный формат. С переходом на удалённую работу в период сложной эпидемиологической обстановки, связанной с пандемией COVID-19, библиотеки акцентировали своё внимание на дистанционном обслуживании пользователей. В связи с полным переходом на дистанционный формат обслуживания перед библиотекой встала проблема модернизации бизнес-процессов. В статье представлен опыт Научной библиотеки Сибирского федерального университета; рассмотрен процесс обслуживания пользователей университетской библиотеки в новом формате. Анализируется система ИРИ и ДОР на новом уровне. Представлена проактивная модель библиотеки, под которой понимается процесс информационного обслуживания читателей в любой форме и на любом носителе на основе классических и сетевых форм обслуживания на базе сервисов опережения запроса. Представленные в статье материалы позволяют сотрудникам и пользователям библиотеки по-новому выстроить взаимодействие между библиотекарем и читателем, расширить возможности библиотеки. Предложенная авторами технология позволяет на основе сервисов опережения запросов читателей выходить за рамки их потребностей и создавать зону ближайшего развития интересов. Статья представляет собой авторское осмысление происходящей цифровой трансформации деятельности вузовских библиотек.

БИБЛИОТЕКИ ЗА РУБЕЖОМ 

61-72 547
Аннотация

В начале этого века Сирия активно развивалась по всем направлениям, включая образование, но война, начавшаяся в стране в 2011 г., привела к снижению уровня образования и деятельности библиотек вузов. В статье отражены особенности сирийских вузов и их библиотек, прежде всего четырёх наиболее крупных государственных университетов (Дамаск, Алеппо, Тишрин и Аль-Баас). Приведены основные характеристики 8 государственных и 22 частных вузов и фондов их библиотек. Библиотеки сирийских учебных заведений организованы по-разному: в государственных имеется единая библиотека университета и библиотеки факультетов, а в частных – только одна библиотека университета. Для индексирования фондов во всех библиотеках используется модифицированная и арабизированная классификация Дьюи; каталоги – карточные; современные информационные технологии не внедрены, попытки внедрения АБИС Koha и Horizon оказались неудачными. Авторами показаны предпосылки для разработки концептуальной, информационной и функциональной моделей сетевой информационной системы библиотек университетов, способной реализовать библиотечно-информационные процессы на современном уровне.

73-84 177
Аннотация

Syria is one of the countries that was in the process of development at all levels, including education, but the war that began in 2011 led to the decline in the level of education and academic libraries activities. The features of Syrian higher education institutions and their libraries are described, with the focus on the four largest state universities (Damascus, Aleppo, Tishrin and Al-Ba'ath). The main characteristics including library collections of 8 public and 22 private higher education institutions are given. The organization of the libraries of Syrian educational institutions differs: a universitywide library plus the faculty (college) libraries, while the private universities have only one library. Modified and Arabicized Dewey decimal classification used in all libraries for indexing, catalogs are maintained on paper cards, modern information technologies are not implemented, there are still unsuccessful attempts to introduce ALIS Koha and Horizon. The authors show the prerequisites for designing conceptual, information and functional models of networked information system of university libraries to upgrade library and information processes to the modern level.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 

85-104 421
Аннотация

Представлен обзор литературы, посвящённой влиянию самоцитирования и возникающим от этого возможным искажениям при библиометрическом анализе. Вводится обобщённое определение самоцитирования и его частных вариантов: авторского, институционального, странового, журнального, дисциплинарного, издательского. Приведены формулы основных метрик самоцитирования – коэффициентов самоцитирования и самоцитируемости. Подробно рассмотрена мировая литература по авторскому, институциональному, страновому и журнальному самоцитированию. Обобщены текущие взгляды на роль и влияние самоцитирования при оценке научной деятельности. При аналитическом рассмотрении статей, посвящённых самоцитированию, выясняется, что у исследователей существует консенсус по ряду позиций, например: а) патологией является как гипертрофированное самоцитирование, так и его отсутствие; б) самоцитирование мало влияет на оценку крупных научных единиц, но может быть критическим при анализе отдельных учёных; в) влияние самоцитирования наиболее выражено у научных единиц со слабыми библиометрическими показателями, в то время как топовые учёные, организации, журналы и др. получают наибольшее число ссылок извне. Рассмотрено реагирование самих библиометрических инструментов и баз данных с целью корректировки индикаторов в случае манипулирования самоцитированием.

Вторая, заключительная часть обзора посвящена институциональному, страновому и журнальному самоцитированию, а также введению новых библиометрических индикаторов, так или иначе учитывающих наличие самоцитирования.

105-126 758
Аннотация

Обоснована необходимость определить роль библиотек в условиях развития информационной экосистемы открытой науки, роста числа публикаций открытого доступа (ОД) и трансформации цифровой грамотности исследователей. Обозначены направления деятельности научной библиотеки в зависимости от школы открытой науки (прагматическая, инфраструктурная, гражданская, демократическая, измеряющая), обеспечивающие совместную научную деятельность, доступ к информации и данным, продвижение инициатив открытой науки, управление ресурсами ОД, включая институциональные репозитории, библиотечные каталоги, подготовку новых видов аналитических продуктов, предметно-ориентированное обучение исследователей и др. Рассмотрены примеры деятельности библиотек, способствующие внедрению парадигмы и продвижению инициатив ОД. Определены основные компетенции библиотекаря в области создания, распространения, обмена, продвижения ресурсов ОД и предоставления услуг. Отмечено, что библиотечному специалисту необходимы знания о регламентах открытой науки, принципах и технологиях организации ресурсов ОД, их видах, типах метаданных. Это позволит «встраиваться» в исследовательский процесс, обеспечивать соответствие результатов исследований требованиям ОД, обучать навыкам работы с ресурсами ОД. Результаты исследования показывают, что библиотеки могут сформировать свою ценность на рынке информационных ресурсов ОД, содействовать институциональным исследованиям и развитию школ открытой науки.

НАША ИСТОРИЯ 

127-148 329
Аннотация

На основе архивных и дореволюционных опубликованных источников впервые представлены итоги анкетирования, посвящённого изучению состояния военно-научных библиотек перед Первым Всероссийским съездом по библиотечному делу, который состоялся 1–7 июня 1911 г. Анкеты, заполненные сотрудниками военно-научных библиотек, позволяют довольно подробно реконструировать состояние библиотек, в том числе действовавшие локальные нормативные организационно-распорядительные документы, количественные показатели фонда и его расстановку, характеристику занимаемого помещения, противопожарную охрану, штатное расписание, режим работы. Проведённое исследование значительно расширило представление о состоянии военно-научных библиотек к 1911 г., их материально-технической базе, профессионализме сотрудников, уровне библиотечного обслуживания.

Полученные результаты будут полезны библиотекарям при решении задач расстановки фонда, ликвидации задолженностей читателей и организации очереди на востребованные издания; историкам – для понимания уровня развития дореволюционного библиотечного дела; организаторам опросов, респондентами которых являются библиотеки; кураторам различных библиотековедческих мероприятий – съездов, форумов, вебинаров и др.

149-161 262
Аннотация

В статье освещена история библиотеки Всероссийского Главного штаба (Объединённой библиотеки Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА)) в 1920–1929 гг. Исследована деятельность библиотеки в указанный период, проанализированы и впервые введены в научный оборот документы Российского государственного военного архива, посвящённые деятельности библиотеки в первое десятилетие после переезда её части из Петрограда в Москву. Выявлен и охарактеризован путь библиотеки с момента сформирования Объединённой библиотеки РККА и до передачи фонда московского отделения библиотеки в Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина. Установлено, что, несмотря на множество трудностей (проблемы с безвозмездным получением книг, сокращение штата служащих библиотеки, наличие не вывезенного фонда, оставшегося в Петрограде), военная библиотека выполняла задачи, поставленные перед ней высшим военным командованием Красной армии. Отражена повседневная деятельность сотрудников библиотеки; рассмотрены вопросы комплектования и передачи в фонд библиотеки книжного собрания бывшего военного министра Российской империи А. Н. Куропаткина.

 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)