Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Методы и формы электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий: оценки и предпочтения студентов вузов культуры

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-4-137-153

Полный текст:

Аннотация

В этой статье автор продолжает рассматривать отношение обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» («БИД») к методам и формам электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Для достижения поставленной цели в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству культуры РФ, весной 2021 г. было организовано анкетирование студентов, в котором приняли участие 383 бакалавра и 65 магистров, обучающихся по направлению «БИД». Анкетируемые выделили методы и формы электронного обучения с применением ДОТ, использованные в образовательном процессе до и после принятия ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19. Установлено, что интенсивность использования методов и форм электронного обучения с применением ДОТ после введения таких мер расширилась, увеличилась доля применения так называемых внешних методов и форм: мессенджеров и систем видеоконференций. Выявлено, что обучающимся более удобны те системы и/или сервисы, которые им привычны и применялись ранее. Вместе с тем видна динамика перехода к применению решений, интегрированных в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) образовательных учреждений. Автор считает, что аналоги так называемых внешних Аннотация. В этой статье автор продолжает рассматривать отношение обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» («БИД») к методам и формам электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Для достижения поставленной цели в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству культуры РФ, весной 2021 г. было организовано анкетирование студентов, в котором приняли участие 383 бакалавра и 65 магистров, обучающихся по направлению «БИД». Анкетируемые выделили методы и формы электронного обучения с применением ДОТ, использованные в образовательном процессе до и после принятия ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19. Установлено, что интенсивность использования методов и форм электронного обучения с применением ДОТ после введения таких мер расширилась, увеличилась доля применения так называемых внешних методов и форм: мессенджеров и систем видеоконференций. Выявлено, что обучающимся более удобны те системы и/или сервисы, которые им привычны и применялись ранее. Вместе с тем видна динамика перехода к применению решений, интегрированных в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) образовательных учреждений. Автор считает, что аналоги так называемых внешнихметодов и форм электронного обучения с применением ДОТ имеются практически во всех ЭИОС и их использование более логично благодаря возможности сохранения и тиражирования результатов их применения. Образовательным учреждениям для увеличения эффективности организации обучения с внедрением методов и форм электронного обучения с применением ДОТ необходимо минимизировать использование внешних систем и рассмотреть возможность внедрения массовых открытых онлайн-курсов при организации обучения.

Об авторе

Р. Р. Мухаметшин
Институт археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан; Казанский государственный институт культуры
Россия

Мухаметшин Рамис Рустамович – заведующий информационно-редакционным отделом Института археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан; аспирант кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем Казанского государственного института культуры, Республика Татарстан

Казань



Список литературы

1. Экосистемное решение для смешанного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://akvobr.ru/new/publications/267 (дата обращения: 07.09.2021).

2. Степанов С. Ю. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования / С. Ю. Степанов, П. А. Оржековский, Д. В. Ушаков // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 2 (30). doi: 10.15393/j5.art.2020.5684.

3. Bryan A. Blended learning: definition, models, implications for higher education / A. Bryan, K. N. Volchenkova // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. 2016. Vol. 8. No 2. P. 24–30. doi: 10.14529/ped160204.

4. Бабиева Н. А. Потенциал вуза в процессе обучения информатике и информационным технологиям / Н. А. Бабиева, Т. И. Ключенко, Ю. Н. Дрешер // Научные и технические библиотеки. 2018. № 5. С. 36–46.

5. Каршиев Х. Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса / Х. Каршиев, Н. И. Аминова // Молодой учёный. 2016. № 14 (118). С. 539–542.

6. Савич Л. Е., Шайтанова Н. А., Мухаметшин Р. Р. О возможностях использования технологий электронного и дистанционного обучения в непрерывном социокультурном образовании // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Междунар. электрон. науч.-практ. конф., 18 мая 2018 г. / КазГИК ; науч. ред.: П. П. Терехов, Д. В. Шамсутдинова, Л. Ф. Мустафина. Казань : Изд-во Астор и Я, 2018. С. 552–557.

7. Гущина О. М. Психологические измерения для оценки эффективности онлайнкурса в системе e-learning / О. М. Гущина, А. В. Очеповский // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 301–304.

8. Манкевич Ж. Б. Психолого-педагогические особенности организации управляемой самостоятельной работы студентов-первокурсников / Ж. Б. Манкевич // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (44). С. 101–104.

9. Савицкая Т. Н. Основы психологии и электронные средства наглядности в обучении иностранным языкам / Т. Н. Савицкая // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. 2017. № 11. С. 122–127.

10. Васильева Н. В. О повышении эффективности программного обеспечения для электронного (E-learing) и мобильного (M-learing) обучения / Н. В. Васильева, В. В. Григорьев-Голубев, И. В. Евграфова // Морские интеллектуальные технологии. 2017. № 2–1 (36). С. 75–80.

11. Васильева Н. В. Применение электронной информационной образовательной среды при обучении в вузах / Н. В. Васильева, Н. Б. Кунтурова, Е. А. Малыгина // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2019. № 2. С. 149–158.

12. Чиганова Н. В. Технологии разработки электронно-образовательных ресурсов / Н. В. Чиганова, С. Л. Хасанова, Е. М. Девяткин // Современные наукоёмкие технологии. 2016. № 10–1. С. 108–113.

13. Распределённый вуз на основе электронного обучения как средство повышения экономической эффективности вуза / В. А. Березовский, А. В. Лукьянова, А. В. Абрамова, А. Ю. Асташкина // Экономика образования. 2014. № 5 (84). С. 19–31.

14. Федотов А. В. Методология и особенности оценки экономического эффекта от внедрения моделей цифровой образовательной среды в системах среднего профессионального и высшего образования / А. В. Федотов, Е. А. Полушкина // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2021. Т. 18. № 1. С. 62–80. doi: 10.22363/2312-8631-2021-18-1-62-80.

15. Мухаметшин Р. Р. Методы и формы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии в библиотечно-информационном образовании: смешанное обучение 2.0 / Р. Р. Мухаметшин // Научные и технические библиотеки. № 2. 2022. С. 91–108.

16. Мухаметшин Р. Р. Электронное, цифровое, дистанционное, смешанное обучение – терминологический анализ // Библиотековедение. 2022. Т. 71. № 1. С. 103–111. doi: 10.25281/0869-608X-2022-71-1-103-111.

17. Жукова Т. В. Проблемы внедрения информационно-образовательной среды высших учебных заведений / Т. В. Жукова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68–1. С. 109–113.

18. Блинов В. И. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. Ю. Есенина // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 6–33. doi: 10.24411/2307-4264-2020-10201.

19. Рожкова А. Ю. Имиджевые риски при переходе на цифровое образование: взгляд получателей образовательных услуг / А. Ю. Рожкова, М. В. Васильева // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. № 1 (29). С. 70–75. doi: 10.31775/23053100-2020-1-70-75.

20. Налиткина О. В. Дистанционное обучение: основные методические категории и подходы к реализации / О. В. Налиткина, С. А. Бугаева, Л. Е. Прохорова // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2020. № 2. С. 100–103. doi: 10.26163/RAEN.2020.70.23.019.


Рецензия

Для цитирования:


Мухаметшин Р.Р. Методы и формы электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий: оценки и предпочтения студентов вузов культуры. Научные и технические библиотеки. 2022;(4):137-153. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-4-137-153

For citation:


Mukhametshin R.R. Methods and forms of digital learning with distance education technologies: Opinions and preferences of students at the institutes of culture. Scientific and Technical Libraries. 2022;(4):137-153. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-4-137-153

Просмотров: 181


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)