Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО. БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ 

14-33 347
Аннотация

Представлен обзор деятельности Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) в области библиографии начиная со второй половины ХХ в. Названы подразделения, занимающиеся библиографией, с учётом изменений организационной структуры ИФЛА, одобренных на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе 2021 г. Рассмотрены основные реализованные проекты, связанные с библиографической деятельностью и каталогизацией: Универсальный библиографический учёт, программа

«ЮНИСИСТ», концепция «Национальные информационные системы», подготовка Международных стандартных библиографических описаний. Названы современные технологические проекты: FRBR, FRAD, FRSAD, FRBRoo, PRESSoo, IFLA LRM, регламентирующие требования к библиографическим записям и обеспечивающие многоаспектный поиск информации. Сделан вывод о трансформации библиографического направления в деятельности ИФЛА: от масштабных международных проектов, связанных с широким охватом различных типов документов и унификацией библиографического описания, к более узким технологическим разработкам, направленным на возможно более полное раскрытие сведений о форме и содержании документов с целью максимального использования библиографической информации. Подчёркнуто, что основным направлением деятельности ИФЛА на ближайшие годы станет участие в программе ООН «Цели устойчивого развития – ЦУР» и коалиции «Культура 2030».

При подготовке статьи использованы материалы доклада, представленного автором на III Международном библиографическом конгрессе (Новосибирск, 27–29 апреля 2021 г.).

НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯ 

34-53 121
Аннотация

Наукометрия имеет высокую значимость в области управления наукой. Однако практическое применение наукометрических показателей в социогуманитарных науках выявило ряд недостатков, требующих устранения. Проанализированы проблемы, возникающие при оценке научной продуктивности исследователя, ведущего свою деятельность в области социогуманитарных наук, предложены пути их решения. Рассмотрено количество цитирований в социогуманитарных и естественно-технических науках, в том числе в разрезе языков, на которых они приведены в БД Web of Science. Подтвердилось мнение ряда экспертов научного сообщества о том, что осуществлять оценку научной деятельности в области социогуманитарных наук с использованием наукометрических показателей некорректно. Результатом работы являются предложения по устранению проблем в области применения наукометрических показателей в социогуманитарных науках. Особенность исследования – широкий временной охват при проведении анализа (более 40 лет), позволяющий точнее выявить тренды количества цитирований в социогуманитарных и естественно-технических науках. Представленные автором предложения носят прикладной характер, могут применяться в вузах и научных организациях в области управления наукой.

БИБЛИОТЕЧНОЕ И СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 

54-77 142
Аннотация

Изучение информационных потребностей студентов при помощи методов анализа спроса подтвердило результаты социологических исследований о низком уровне удовлетворённости студентов как особой социальной группы информационным обеспечением, предоставляемым крупнейшими библиотеками. Выделен небольшой сегмент – студенты, регулярно посещающие библиотеку и использующие её ресурсы в основном для учебных целей. Высокий уровень удовлетворённости информационных потребностей в этом сегменте связан с получением образования в вузе (выполнением учебных заданий, углублением и закреплением знаний), средний – с развитием личностных качеств и получением навыков, необходимых для успешной учёбы в вузе, низкий – с определением дальнейших учебных и карьерных перспектив и различными аспектами социального взаимодействия. Специальность, на которой обучается студент, влияет на спрос в зависимости от года обучения. Структура спроса на документы общеобразовательной и профессиональной тематики изменяется в зависимости от курса, а хронологические границы обусловлены требованиями образовательных стандартов и рекомендациями преподавателей. Результаты исследования позволяют выдвинуть гипотезу: преимущества крупной библиотеки, привлекающие в неё студентов, – разнообразие новых и доступных учебных пособий и развитие некоторых навыков, необходимых для успешной учёбы, путём посещения обучающих мероприятий и получения консультаций.

НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК 

78-89 114
Аннотация

В статье рассматривается культурно-досуговая деятельность (КДД) научных библиотек, реализуемая в форме интеллектуально-развивающей и научно-просветительской деятельности (ИРНПД или ИРНП-деятельность) в эпоху цифровизации. Автором определяется круг научных библиотек, для которых термин «ИРНП-деятельность» адекватно отражает тот перечень услуг и технологий, который научные библиотеки предлагают своему читателю в условиях нарастающей цифровизации. Раскрывается этимология слова «досуг». Высказывается мнение о слиянии обучающего и досугового процессов в КДД научных библиотек. На основе анализа зарубежного и российского опыта организации КДД библиотек выделяются наиболее подходящие, по мнению автора, направления развития ИРНПД для научных библиотек: технологии виртуальной реальности (VR), технологии дополненной реальности (AR), научно-документальное кино, роботостроение и кружки робототехники, прототипирование и 3D-печать, мейкерспейсы, ориентированные на цифровые технологии, цифровое повествование. Делаются выводы о том, что, трансформировавшись из КДД публичных библиотек, ИРНПД научных библиотек представляет собой качественно иной тип досуга. Указываются факторы, повлиявшие на этот процесс. Обосновывается заключение о необходимости развития ИРНП-деятельности в научных библиотеках.

ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОХРАННОСТЬ ФОНДОВ 

90-104 85
Аннотация

В статье рассматривается один из способов сохранения документального наследия – реконструкция фондов библиотек – на примере библиотеки Оренбургской духовной семинарии, фонд которой был утрачен в 1919 г. Реконструкция фондов библиотек подразумевает восстановление утраченных архивов, библиотек, книжных собраний. Методы реконструкции архивных фондов успешно разработаны и применяются в архивоведении. В библиотековедении такие методы, как общепринятые библиотековедческие методики восстановления утраченных библиотечных фондов, применяются в основном на практике и не используются как научно-исследовательские. В работе обосновывается использование метода реконструкции документальных фондов при восстановлении утраченных библиотек. Во все времена была распространена практика как физического уничтожения книг, не отвечающих определённым критериям, чаще всего идеологическим, так и их изъятия из конкретных библиотек и впоследствии перемещения в специальные хранилища. В связи с этим на данный момент остро встал вопрос реконструкции фондов таких библиотек. Возможность обнаружения и возвращения книг, составляющих библиотеку, сохранилась, но очень часто этот способ оказывается недоступен. В таких случаях используется метод архивной реконструкции как воссоздания описательной модели утерянного фонда библиотеки. Исходя из специфики используемых средств, его можно называть методом библиографической реконструкции библиотечных фондов. Результатом его реализации будет являться не собрание книг, а опись или каталог, в который войдут как сохранившиеся издания, так и безвозвратно утерянные. Именно такой метод был использован при работе над восстановлением утраченного фонда библиотеки Оренбургской духовной семинарии.

БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАТАЛОГИ И ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ 

105-125 127
Аннотация

Выявлены современные функциональные возможности электронных каталогов (ЭК), сводных каталогов (СвК) библиотек. ЭК проанализированы по признакам, характерным для каталогов нового поколения. Изученные каталоги не полностью соответствуют этим признакам. Установлено, что практически все рассмотренные ЭК библиотек комфортны в использовании: снабжены фасетной навигацией, несколькими режимами поиска, инструкциями и руководством по поиску информации. С другой стороны, далеко не все ЭК представляют полные сведения о фондах библиотек, предусматривают проверку правильности написания слов. Лишь в нескольких ЭК предложен шрифт для слабовидящих, рекомендованы подобные издания, предоставлена возможность добавлять информацию в библиографические записи (БЗ). Определено, что БЗ ЭК содержат дополнительную информацию в виде изображений обложек, аннотаций, реже – оглавлений. Однако эти сведения включены, как правило, в БЗ на современные издания. Многие ЭК содержат полнотекстовые документы или ссылки на полные тексты, но их количество невелико.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости совершенствовать функциональные возможности ЭК для предоставления пользователям библиотек более мощных и привлекательных поисковых инструментов.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

126-136 118
Аннотация

Представлена математическая модель применения рекуррентной сети с внешней памятью. Она предназначена для предсказания оптимальной образовательной траектории пользователя в цифровых информационных средах, к которым могут быть отнесены цифровые библиотеки. Основная задача, решаемая с помо щью метода машинного обучения, основанного на применении нейронных сетей, – индивидуализация образовательных траекторий пользователя. Цель работы – моделирование различных аспектов деятельности обучающегося с использованием рекуррентных нейронных сетей для более точной индивидуализации образовательной траектории. В основе метода лежат две разновидности рекуррентных нейронных сетей: классическая с сигмоидальной функцией активации и сеть с долгой краткосрочной памятью LSTM (Long Short-Term Memory). Результаты проведённых экспериментов показали существенные преимущества применения рекуррентных нейронных сетей для предсказания шагов образовательной траектории по сравнению с аналогичными методами. Таким образом, разработанная модель имеет более высокую точность предсказания (на 15–20% выше относительно аналогов). Основная область её применения – предсказание оптимальной образовательной траектории пользователя в цифровой информационной среде, в частности – цифровой библиотеке.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

137-153 89
Аннотация

В этой статье автор продолжает рассматривать отношение обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» («БИД») к методам и формам электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Для достижения поставленной цели в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству культуры РФ, весной 2021 г. было организовано анкетирование студентов, в котором приняли участие 383 бакалавра и 65 магистров, обучающихся по направлению «БИД». Анкетируемые выделили методы и формы электронного обучения с применением ДОТ, использованные в образовательном процессе до и после принятия ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19. Установлено, что интенсивность использования методов и форм электронного обучения с применением ДОТ после введения таких мер расширилась, увеличилась доля применения так называемых внешних методов и форм: мессенджеров и систем видеоконференций. Выявлено, что обучающимся более удобны те системы и/или сервисы, которые им привычны и применялись ранее. Вместе с тем видна динамика перехода к применению решений, интегрированных в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) образовательных учреждений. Автор считает, что аналоги так называемых внешних Аннотация. В этой статье автор продолжает рассматривать отношение обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» («БИД») к методам и формам электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Для достижения поставленной цели в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству культуры РФ, весной 2021 г. было организовано анкетирование студентов, в котором приняли участие 383 бакалавра и 65 магистров, обучающихся по направлению «БИД». Анкетируемые выделили методы и формы электронного обучения с применением ДОТ, использованные в образовательном процессе до и после принятия ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19. Установлено, что интенсивность использования методов и форм электронного обучения с применением ДОТ после введения таких мер расширилась, увеличилась доля применения так называемых внешних методов и форм: мессенджеров и систем видеоконференций. Выявлено, что обучающимся более удобны те системы и/или сервисы, которые им привычны и применялись ранее. Вместе с тем видна динамика перехода к применению решений, интегрированных в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) образовательных учреждений. Автор считает, что аналоги так называемых внешнихметодов и форм электронного обучения с применением ДОТ имеются практически во всех ЭИОС и их использование более логично благодаря возможности сохранения и тиражирования результатов их применения. Образовательным учреждениям для увеличения эффективности организации обучения с внедрением методов и форм электронного обучения с применением ДОТ необходимо минимизировать использование внешних систем и рассмотреть возможность внедрения массовых открытых онлайн-курсов при организации обучения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)