Результаты маркетингового анализа библиотечных услуг вуза
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-1-51-67
Аннотация
Цель работы – маркетинговый анализ библиотечных услуг вуза на примере библиотеки опорного вуза Вологодской области – Череповецкого государственного университета. На основе анализа было выявлено текущее состояние библиотечного сервиса, обозначены проблемы, ожидания современных пользователей библиотеки, определены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Новизна статьи заключается в использовании маркетинговых инструментов анализа и полученных результатах. Практическая ценность работы: выявлена ценность библиотечных услуг для пользователей, подробно описан портрет целевого потребителя библиотечных услуг вуза по четырём критериям: демографическому, географическому, психографическому, поведенческому. Используются методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение, Googlе-опрос, глубинное интервью, карта эмпатии. По пирамиде сервиса проанализированы четыре уровня библиотечных услуг вуза. Представлены количественные результаты маркетингового исследования. Выявлено: несмотря на то, что большинство студентов предпочитает электронные коммуникации, они не отрицают гибридный формат взаимодействия с библиотекой онлайн и офлайн. Установлено, что современный пользователь библиотеки университета эмоционально нейтрален к библиотечным сервисам. Предлагаются рекомендации для дальнейшего развития библиотечных услуг вуза.
Об авторе
Н. П. КрыловаРоссия
Крылова Наталья Павловна – канд. пед. наук, доцент кафедры экономики и управления
Список литературы
1. Стратегия развития библиотечного дела Российской Федерации в период до 2030 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/573910950 (дата обращения: 10.04.2023).
2. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле». URL: https://base.garant.ru/103585/ (дата обращения: 12.04.2023).
3. Умарова М. С. Библиотека в структуре вуза // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. 2009. № 2 (38). С. 149–157.
4. Бургер И. П. Университетская библиотека: новые задачи – новый облик // Высшее образование сегодня. 2007. № 12. С. 79–81.
5. ODonnell P., Anderson L. The University Library: Places for Possibility // New Review of Academic Librarianship. 2022. Vol. 28. Iss. 3. P. 232–255.
6. Казими П. Ф., Гурбанов А. И. Факторы, влияющие на удовлетворённость читателей обслуживанием в современных библиотеках и его качеством // Научные и технические библиотеки. 2022. № 2. С. 109–122.
7. Степанов В. К. Объективные факторы снижения роли библиотек в информационной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2023. № 1. С. 104–119.
8. Шевченко Л. Б. Контент-анализ веб-сайтов библиотек научных учреждений СО РАН // Научные и технические библиотеки. 2022. № 1. С. 71–90.
9. Белозерова Л. А., Поляков С. Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрово- го поколения»: опыт анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10. № 1 (37). С. 23–32.
10. Аникина М. Е., Ермошкина Т. А., Исаков Д. З., Кобзев М. В., Пушкарева Д. А., Щепило- ва Г. Г. Восприятие длинных текстов поколением «цифровых островитян» // Медиаскоп. 2016. № 1. С. 8.
11. Войскунский А. Е. Интернет как пространство познания: психологические аспекты применения гипертекстовых структур // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 4. С. 7–20.
Рецензия
Для цитирования:
Крылова Н.П. Результаты маркетингового анализа библиотечных услуг вуза. Научные и технические библиотеки. 2024;1(1):51-67. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-1-51-67
For citation:
Krylova N.P. The findings of the marketing analysis academic library’s services. Scientific and Technical Libraries. 2024;1(1):51-67. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-1-51-67