Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Новые задачи изучения чтения как цивилизационного явления

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-12-52-63

Аннотация

Переосмысление традиционных задач изучения чтения связано, прежде всего, с необходимостью формирования более глубокого представления о чтении как явлении глобального, цивилизационного характера. Реальный масштаб чтения, вполне сопоставимый с масштабом и ролью письменности, позволяет говорить о его социальной силе, под которой понимается сила влияния. Автор выделяет два уровня проявления социальной силы чтения: на уровне филогенеза (на уровне отдельной личности) и на уровне онтогенеза (на уровне человечества, определённой его части – социальной группы, отдельного национального сообщества, коллектива и т. д.). Изучение чтения в России, несмотря на большой, накопленный более чем за двести лет исследований, эмпирический материал, носит односторонний характер. Это объясняется преобладанием социологических методов исследования, в основном дающих представление о внешних проявлениях чтения. Автор статьи намечает следующие задачи в исследовании чтения: изучение влияния чтения (его социальной силы) на формирование отдельной личности в течение жизни (для этого необходимо проведение глубоких комплексных лонгитюдных исследований с привлечением психологических, педагогических и др. методов); изучение социальной силы чтения в преобразующихся средах различного масштаба (от семьи, школьного класса, коллектива до региона и всей страны).

Необходимо объединение исследователей различных специальностей, использование комплекса современных научных методов. Такая постановка проблемы позволит увидеть действительную силу чтения, оценить степень его социального влияния.

Об авторе

Ю. П. Мелентьева
Научный и издательский центр «Наука» РАН
Россия

Мелентьева Юлия Петровна – доктор пед. наук, профессор, академик Российской академии образования, заведующая отделом проблем чтения

Москва



Список литературы

1. Гачева А. Г. Русский космизм в идеях и лицах. Москва : Академический проект, 2019. 450 с.

2. Гачева А. Г. ХХ Международные научные чтения памяти Н. Ф. Фёдорова: пролог к 200-летию философа в 2029 году // Библиотековедение. 2023. Т. 72. № 6. С. 521–532.

3. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. Москва : Наука, 1991. 270 с.

4. Мелентьева Ю. П. Чтение как фактор преобразования мира (в контексте теории ноосферы В. И. Вернадского) // Библиография. 2017. № 5. С. 77–81.

5. Иванов Вяч. Вс. Интеллигенция как проводник в ноосферу // Русская интеллигенция. История и судьба. Москва : Наука, 2001. С. 44–63.

6. Мелентьева Ю. П. Энергия чтения // Чтение. Энциклопедический словарь / под ред. чл.-корр. РАО Ю. П. Мелентьевой. Москва : Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр «Наука» Российской академии наук, 2021. С. 423–424.

7. Лютер М. 95 тезисов, прибитых к воротам Виттенбергской церкви 31 окт. 1517 г. URL: https://diletant.media/articles/35519789/ (дата обращения: 07.2024).

8. Жильмон Ж. Ф. Реформация и чтение // История чтения в западном мире от Античности до наших дней. Москва : ФАИР, 2008. С. 276–296.

9. Ю. К. Бегунов. История Руси в пяти томах. I том. С древнейших времен до Олега Вещего. Санкт-Петербург : Политехника, 2007. 602 с.

10. Самарин А. Ю. Читатель в России во второй половине XVIII в. (по спискам подписчиков). Москва : Изд-во МГУП, 2000. 287 с.

11. Колоницкий Б. Какую роль сыграли книги и чтение в русской революции // Сайт «Горький-медиа», 15 июня 2020. URL: https://gorky.media/context/kakuyu-rol-sygraliknigi-i-chtenie-v-russkojrevolyutsii/?fbclid=IwAR2M8beuSfcAsKW1_6iFJsgjOTznOyYq0cXKUvGzshXBsltDiABVD3-JVUg (дата обращения: 7.03.2024).

12. Троцкий Л. Д. Литература и Революция. Москва : АСТ, 2023. 512 с.

13. Мазурицкий А. М. Как спасали книги в годы Великой Отечественной войны: рассказы о забытых героях // Научные и технические библиотеки. 2017. № 12. С. 109–122.

14. Лютов С. Н. Книжный фронт Великой Отечественной войны. Новосибирск, 2021. 170 с.

15. Бутенко И. Массовое чтение времен оттепели и перестройки // Библиотекарь. 1991. № 5. С. 11–13.

16. Рейтблат А. И., Воловельская Т. П., Трофимова В. Б. Социологические исследования чтения в России : Аннотированный указатель литературы (1986–2001 годы) // Библиотечное дело – XXI век : науч.-практ. сб.: прил. к журн. «Библиотековедение». Москва, 2004. № 1 (7). С. 244–268.

17. Сапунов Б. В. Книга и читатель на Руси в ХVII в. // Книга в России до середины ХIХ в. Ленинград : Наука, 1978. С. 61–74.

18. Луппов С. П. Книга в России в послепетровское время. 1725–1740. Ленинград : Наука, 1976. 79 с.

19. История русского читателя : сборник статей / [ред.-сост.: П. Н. Базанов, В. В. Головин]. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2010. Вып. 5. 2010. 247 с.

20. Топоров А. М. Крестьяне о писателе: опыт, методика и образцы крестьянской критики современной художественной литературы: с портретами крестьян-критиков. Москва: Гос. изд-во ; Ленинград : [б. и.], 1930. 280 с.

21. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Москва : Концептуал, 2016. 312 с.

22. Мелентьева Ю. П. Итоги и перспективы изучения проблем чтения // Книга. Исследования и материалы. Москва : Наука, 2014. Сборник 100. С. 39–45.

23. Лодыгина П. А., Фирсов В. Р. Организация научных исследований в библиотеках: постановка проблемы // Библиотековедение. 2023. № 72 (6). С. 561–572.


Рецензия

Для цитирования:


Мелентьева Ю.П. Новые задачи изучения чтения как цивилизационного явления. Научные и технические библиотеки. 2024;(12):52-63. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-12-52-63

For citation:


Melentyeva Yu.P. New goals in studying reading as a civilizational phenomenon. Scientific and Technical Libraries. 2024;(12):52-63. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-12-52-63

Просмотров: 265


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)