Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Библиотеки средних образовательных учреждений и вуз культуры как социальные партнёры (на примере Восточно-Сибирского государственного института культуры)

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-6-56-75

Аннотация

   В статье поднимаются проблемы социального партнёрства вузов культуры и школьных библиотек. Авторы, рассмотрев основные работы по теме, указывают на её значимость и недостаточное количество исследований в данной области. На примере кафедры библиотечно-информационных ресурсов Восточно-Сибирского государственного института культуры раскрываются траектории взаимодействия с библиотеками средних образовательных школ (СОШ) региона. Анализируется кадровый состав школьных библиотек Бурятии, выявляются сложности в его формировании. Изучается совместная работа вуза с различными партнёрами, в частности Институтами развития образования региона. Характеризуются основные направления взаимодействия со школьными библиотеками Бурятии и Иркутской области в плане подготовки кадров, организации совместных образовательных и научных мероприятий. Особое внимание уделяется описанию процедуры аттестации педагогов-библиотекарей на установление квалификационной категории, содержательной характеристике представляемых ими информационных карт, трудностей, связанных с их заполнением. Обозначаются проблемные точки в развитии социального партнёрства кафедры и библиотек СОШ. Авторы приходят к выводу, что в социальном партнёрстве кафедрой библиотечно-информационных ресурсов (БИР) Восточно-Сибирского государственного института культуры (ВСГИК) реализуются разнообразные формы взаимодействия, среди которых: обмен опытом, реализация совместных проектов и исследований, повышение качества образования.

Об авторах

Е. А. Кучмурукова
Восточно-Сибирский государственный институт культуры
Россия

Улан-Удэ



Г. А. Шаньгинова
Восточно-Сибирский государственный институт культуры
Россия

Улан-Удэ



Список литературы

1. Приказ от 30 января 2023 г. № 53н Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444827&ysclid=m51zj8er1u303391049 (дата обращения: 26. 12. 2024).

2. Третьяков А. Л. Социальное партнёрство школьных библиотек с правовыми общественными организациями: некоторые проблемы и пути решения в социокультурной среде мегаполиса // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2016. № 12. С. 49–52.

3. Короленко Н. А. Сотрудничество и межведомственное взаимодействие учреждений культуры и образования в условиях школьной библиотеки // Библиотека. Культура. Общество : материалы Международной научно-практической конференции, Орёл, 19–20 декабря 2018 г. Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2019. С. 117–121.

4. Колодина Н. А. Партнёрство библиотеки педагогического вуза и школьных библиотек для информационной поддержки профессионального чтения школьных учителей // Библиосфера. 2008. № 4. С. 66–69.

5. Елисеева Ю. А. Школьные библиотеки и университеты: потенциал интеллектуального спонсорства в популяризации научного знания // Вестник СПбГУКИ. 2017. № 2 (31) июнь. С. 166–169.

6. Чурашева О. Л., Третьяков А. Л. Подготовка кадров для школьных библиотек: организационно-методические основания для постановки проблемы // Вестник Дальневосточного регионального учебно-методического центра. 2017. Т. 27. С. 172–176.

7. Акифьева И. Ю., Опарина Н. П. Подготовка кадров для детских и школьных библиотек при переходе на стандарт ФГОС ВО 3++ бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность // Культура: теория и практика. 2020. № 1 (34). С. 6.

8. Кудрина Е. Л., Матвеева Н. С. Дополнительное профессиональное образование педагогов-библиотекарей в цифровую эпоху // Сибирский учитель. 2021. № 2 (135). С. 81–87.

9. Опарина Н. П. Повышение квалификации кадров для детских библиотек в высшем учебном заведении // Наука и образование: новое время. 2016. № 6 (17). С. 628–631.

10. Качева Е. В. Развитие профессиональных компетенций педагога-библиотекаря в цифровой образовательной среде: опыт реализации программы повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022. № 2 (51). С. 109–117.

11. Бердникова Н. Б., Бутырина О. Ю. Повышение профессиональных компетенций сотрудников школьных библиотек в системе регионального дополнительного профессионального образования Иркутской области // Библиотечный фронтир: новые смыслы, вызовы, идеи и практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Улан-Удэ, 14 февраля 2022 года. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2022. С. 165–168.

12. Туранина Н. А., Мурашко О. Ю., Колесникова И. Г. Библиотечное партнёрство как элемент современного социального взаимодействия // Дискуссия. 2015. № 8 (60). С. 94–100.

13. Трунева О. М. Основные проблемы школьных библиотек Республики Бурятия // Библиотечный фронтир: новые смыслы, вызовы, идеи и практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Улан-Удэ, 14 февраля 2022 года. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2022. С. 162–164.

14. Намсараева Э. Ш. Школьные библиотеки и ИБЦ г. Улан-Удэ // МКУ «Центр мониторинга и развития образования». URL: https://cmro.ru/?p=9959 (дата обращения: 28. 12. 2024).

15. Кучмурукова Е. А., Шаньгинова Г. А., Кучмуруков В. В. Информационная культура подростков в контексте современной парадигмы образования // Научные и технические библиотеки. 2023. № 12. С. 130–148. DOI: 10.33186/1027-3689-2023-12-130-148.

16. Подросток цифрового поколения в контексте читательской деятельности (на примере Республики Бурятия) / В. В. Кучмуруков, Е. А. Кучмурукова, Г. А. Шаньгинова, И. А. Фокичева; науч. ред. И. С. Цыремпилова. Улан-Удэ : Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2021. 176 с.

17. Лопатина Н. В. О школьной библиотеке «на языке» современной школы // Культура: теория и практика. 2017. № 6 (21). С. 3.


Рецензия

Для цитирования:


Кучмурукова Е.А., Шаньгинова Г.А. Библиотеки средних образовательных учреждений и вуз культуры как социальные партнёры (на примере Восточно-Сибирского государственного института культуры). Научные и технические библиотеки. 2025;(6):56-75. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-6-56-75

For citation:


Kuchmurukova E.A., Shanginova G.A. The libraries of secondary educational organizations and institutes of culture as the social partners (the case study of East Siberian State Institute of Culture). Scientific and Technical Libraries. 2025;(6):56-75. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-6-56-75

Просмотров: 36


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)