Нужен ли вузовскому издательству бренд? Анализ узнаваемости издательства УрФУ
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-6-95-122
Аннотация
Учебные и научные издания входят в число самых востребованных изданий российского книжного рынка, занимая его крупную долю. При этом вузовская книга неизвестна читателю и не доходит до широкого потребителя, несмотря на спрос в научном сообществе. Для оценки востребованности учебной и научной литературы в статье проанализированы статистические данные Российской книжной палаты за 2021–2024 гг. Книги, выпускаемые вузовскими издательствами, являются весомой частью этого сегмента книжного рынка. Согласно проведённым авторами статьи опросам (2020, 2024 гг.), продукция и услуги вузовских издательств не знакомы студентам и сотрудникам университета, что является существенной проблемой коммерциализации деятельности: вузовские издательства, чья продукция потенциально интересна читателям, теряют свою аудиторию из-за неизвестности и малотиражности выпускаемых книг. Для разрешения создавшейся ситуации необходимо повышать узнаваемость вузовской продукции и самих издательств. С этой целью были определены особенности продвижения вузовских издательств как игроков книжного рынка, проанализированы внутренние и внешние атрибуты бренда издательства. На примере издательства Уральского федерального университета показано применение инструментов брендирования.
Об авторах
И. Ю. ПлотниковаРоссия
Ирина Юрьевна Плотникова, заведующий отделом, старший преподаватель
Издательско-полиграфический центр; редакционно-издательский отдел; Уральский гуманитарный институт
Екатеринбург
О. В. Климова
Россия
Ольга Викторовна Климова, канд. филол. наук, редактор, доцент
Издательско-полиграфический центр; редакционно-издательский отдел
Институт радиоэлектроники и информационных технологий; департамент
информационных технологий и автоматики
Екатеринбург
Список литературы
1. Вузовское издательство без иллюзий // Университетская книга. 2024. № 9. С. 62–66. URL: https://www.unkniga.ru/vuz/vuzovskoe-izdatelstvo-bez-illiuzii.html (дата обращения: 21. 01. 2025).
2. Выпуск книг и брошюр по целевому назначению и читательскому адресу за 9 месяцев 2024 г. (01. 01. 2024–30. 09. 2024) // Российская книжная палата и Российская государственная библиотека. URL: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/7-RKP/3statistics/2024/knigi/9mes/6_9_m_2024.pdf (дата обращения: 21. 01. 2025).
3. Российская книжная палата опубликовала обновленные данные за 2021 год // Государственная публичная научно-техническая библиотека России. URL: https://www.gpntb.ru/biblioteki-i-mir/8375-rossijskaya-knizhnaya-palata-opublikovala-obnovlennye-dannye-za-2021-god.html (дата обращения: 21. 01. 2025).
4. Воропаев А. Н. Российское книгоиздание: итоги 2021 года // Университетская книга. 2022. Март. URL: https://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/13011-rossiyskoe-knigoizdanie-itogi-2021-goda.html (дата обращения: 18. 10. 2024).
5. Российская книжная палата опубликовала статистику за 2022 год. URL: https://godliteratury.ru/articles/2023/02/16/rossijskaia-knizhnaia-palata-opublikovala-statistiku-za-2022-god (дата обращения: 21. 01. 2025).
6. Перова Г. В. Статистика печати 2022. Печатные книги и брошюры. Печатные журналы, бюллетени и сборники. Печатные газеты // XIII Всероссийская научно-практическая конференция «Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование, использование». URL: https://nlr.ru/nlr_pro/dep/artupload/pro/article/RA6865/NA68899.pdf (дата обращения: 18. 10. 2024).
7. Ногина Е. Б. Основные итоги статистики печати в 2023 году. URL: https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/2024/02/15/2-nogina-press-konf-eksmo-14022023_023.pdf (дата обращения: 18. 10. 2024).
8. Выпуск издательствами по субъектам РФ. 2023 // Российская книжная палата. URL: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1xgn52deQS2wY_Pkz6GcrOp1zqlj0lNOk/edit?gid=596159432#gid=596159432 (дата обращения: 21. 01. 2025).
9. Костенко И. В., Приймак А. А. Исследование деятельности издательской организации методом медиаанализа (на примере издательства «Бомбора») // МедиаVектор. 2022. № 6. C. 73–78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-deyatelnosti-izdatelskoy-organizatsii-metodom-mediaanaliza-na-primere-izdatelstva-bombora (дата обращения: 30. 01. 2025).
10. Аудитория девяти крупнейших социальных сетей в России в 2025 году: исследования и цифры. URL: https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ (дата обращения: 10. 02. 2025).
11. WebCanape : сайт. URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 09. 04. 2020).
12. Альшевская О. Н., Тарасова С. А., Пустотина А. Г. Региональные издательства: выход в виртуальное пространство (на примере издательств Новосибирска) // Гуманитарные науки в Сибири, 2017. Т. 24, № 3. С. 117–121.
13. Костенко И. В., Приймак А. А. Оценка соответствия желаемого образа издательства реальному в региональном медиапространстве посредством медиаанализа (на примере издательства-типографии «Ариал») // МедиаVектор. 2022. № 3. С. 65–70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sootvetstviya-zhelaemogo-obraza-izdatelstva-realnomu-v-regionalnom-mediaprostranstve-posredstvom-mediaanaliza-na-primere (дата обращения: 30. 01. 2025).
14. Ершова К. П. Бренд-менеджмент детских журнальных изданий // Сб. статей Междунар. научно-практич. конференции «Наука и практика: Актуальные вопросы, достижения и инновации» (Пенза, 30 мая 2024 г.). 2024. С. 110–112.
15. Аввакумова О. А., Черноморченко С. И. Идентичность и дифференциация бренда // Сборник статей Всеросс. научно-практич. конференции «Бренд-менеджмент пространств» (Тюмень, 23–24 апреля 2020 г.). 2020. С. 56–62.
16. Зылевич Д. П. Общая характеристика брендинга в издательском деле (Вопросы книгоиздания) // Текст. Книга. Книгоиздание. (Журналы ТГУ). 2019. № 19. С. 96–105.
17. Яненко М. Б. Управление брендами. Особенности брендинга в розничной торговле. Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. 55 с.
18. Исмагилова И. Л., Гильмутдинова Е. В. Визуальная идентичность бренда книжной продукции в России // Сборник трудов III Междунар. научно-практической конференции «Реклама, PR и дизайн в бренд-коммуникациях» (Москва, 25–26 апреля 2024 г.). С. 194–205.
19. Руководство по использованию айдентики Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина. URL: https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/brand/Aydentika_UrFU.pdf (дата обращения: 05. 02. 2025).
20. Бренд и символика // УрФУ [сайт]. URL: https://urfu.ru/ru/about/today/brand/ (дата обращения: 05. 02. 2025).
21. Логотипы институтов // УрФУ : [сайт]. URL: https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/brand/logotipy_institutov_2023.pdf (дата обращения: 10. 02. 2025).
22. Иванов А. Брендинг : учебное пособие. Комсомольск-на-Амуре : ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. 74 с.
23. Редакция ИПЦ УрФУ. URL: https://vk.com/riourfu (дата обращения: 05. 02. 2025).
24. Издательско-полиграфический центр УрФУ. URL: t.me/izdatelstvo_urfu (дата обращения: 05. 02. 2025).
25. Дворцова Н. П. Региональный конкурс «Книга года – 2015» и стратегия развития тюменского книгоиздания // Книга: Сибирь – Евразия (Труды I Междунар. науч. конгресса. Новосибирск, 1–3 сентября, 2016 г.) 2016. Т. 2. С. 353–356. С. 356.
26. Теплообменные аппараты в системах регенеративного подогрева питательной воды паротурбинных установок : учебное пособие / Ю. М. Бродов, К. Э. Аронсон, А. Ю. Рябчиков [и др.] ; [под общ. ред. К. Э. Аронсона] ; М‑во науки и высшего образования РФ. 2‑е изд., перераб. и доп. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2024. 228 с. C. 36, 91, 116, 154.
27. 70 лет исполнилось редакционно-издательскому отделу издательства вуза // Новости УрФУ : [сайт]. URL: https://urfu.ru/ru/news/49107/ (дата обращения: 05. 02. 2025).
28. Красная строка. Екатеринбургский международный книжный фестиваль : [сайт]. URL: https://linearubra.ru/?ysclid=m6rrf74247229355727 (дата обращения: 17. 02. 2025).
29. Зональная научная библиотека УрФУ // Новости УрФУ : [сайт]. URL: http://lib.ustu.ru/ (дата обращения: 05. 02. 2025).
30. Уральский полиграфический форум : [сайт]. URL: http://uralprintforum.ru/?ysclid=m6rus4b0o519634086 (дата обращения: 05. 02. 2025).
Рецензия
Для цитирования:
Плотникова И.Ю., Климова О.В. Нужен ли вузовскому издательству бренд? Анализ узнаваемости издательства УрФУ. Научные и технические библиотеки. 2025;(6):95-122. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-6-95-122
For citation:
Plotnikova I.Y., Klimova O.V. Do the academic publishers need branding? Analyzing the UFU Press’ visibility. Scientific and Technical Libraries. 2025;(6):95-122. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-6-95-122