Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Нужен ли вузовскому издательству бренд? Анализ узнаваемости издательства УрФУ

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-6-95-122

Аннотация

   Учебные и научные издания входят в число самых востребованных изданий российского книжного рынка, занимая его крупную долю. При этом вузовская книга неизвестна читателю и не доходит до широкого потребителя, несмотря на спрос в научном сообществе. Для оценки востребованности учебной и научной литературы в статье проанализированы статистические данные Российской книжной палаты за 2021–2024 гг. Книги, выпускаемые вузовскими издательствами, являются весомой частью этого сегмента книжного рынка. Согласно проведённым авторами статьи опросам (2020, 2024 гг.), продукция и услуги вузовских издательств не знакомы студентам и сотрудникам университета, что является существенной проблемой коммерциализации деятельности: вузовские издательства, чья продукция потенциально интересна читателям, теряют свою аудиторию из-за неизвестности и малотиражности выпускаемых книг. Для разрешения создавшейся ситуации необходимо повышать узнаваемость вузовской продукции и самих издательств. С этой целью были определены особенности продвижения вузовских издательств как игроков книжного рынка, проанализированы внутренние и внешние атрибуты бренда издательства. На примере издательства Уральского федерального университета показано применение инструментов брендирования.

Об авторах

И. Ю. Плотникова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Ирина Юрьевна Плотникова, заведующий отделом, старший преподаватель

Издательско-полиграфический центр; редакционно-издательский отдел; Уральский гуманитарный институт

Екатеринбург



О. В. Климова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Ольга Викторовна Климова, канд. филол. наук, редактор, доцент

Издательско-полиграфический центр; редакционно-издательский отдел

Институт радиоэлектроники и информационных технологий; департамент
информационных технологий и автоматики

Екатеринбург



Список литературы

1. Вузовское издательство без иллюзий // Университетская книга. 2024. № 9. С. 62–66. URL: https://www.unkniga.ru/vuz/vuzovskoe-izdatelstvo-bez-illiuzii.html (дата обращения: 21. 01. 2025).

2. Выпуск книг и брошюр по целевому назначению и читательскому адресу за 9 месяцев 2024 г. (01. 01. 2024–30. 09. 2024) // Российская книжная палата и Российская государственная библиотека. URL: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/7-RKP/3statistics/2024/knigi/9mes/6_9_m_2024.pdf (дата обращения: 21. 01. 2025).

3. Российская книжная палата опубликовала обновленные данные за 2021 год // Государственная публичная научно-техническая библиотека России. URL: https://www.gpntb.ru/biblioteki-i-mir/8375-rossijskaya-knizhnaya-palata-opublikovala-obnovlennye-dannye-za-2021-god.html (дата обращения: 21. 01. 2025).

4. Воропаев А. Н. Российское книгоиздание: итоги 2021 года // Университетская книга. 2022. Март. URL: https://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/13011-rossiyskoe-knigoizdanie-itogi-2021-goda.html (дата обращения: 18. 10. 2024).

5. Российская книжная палата опубликовала статистику за 2022 год. URL: https://godliteratury.ru/articles/2023/02/16/rossijskaia-knizhnaia-palata-opublikovala-statistiku-za-2022-god (дата обращения: 21. 01. 2025).

6. Перова Г. В. Статистика печати 2022. Печатные книги и брошюры. Печатные журналы, бюллетени и сборники. Печатные газеты // XIII Всероссийская научно-практическая конференция «Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование, использование». URL: https://nlr.ru/nlr_pro/dep/artupload/pro/article/RA6865/NA68899.pdf (дата обращения: 18. 10. 2024).

7. Ногина Е. Б. Основные итоги статистики печати в 2023 году. URL: https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/2024/02/15/2-nogina-press-konf-eksmo-14022023_023.pdf (дата обращения: 18. 10. 2024).

8. Выпуск издательствами по субъектам РФ. 2023 // Российская книжная палата. URL: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1xgn52deQS2wY_Pkz6GcrOp1zqlj0lNOk/edit?gid=596159432#gid=596159432 (дата обращения: 21. 01. 2025).

9. Костенко И. В., Приймак А. А. Исследование деятельности издательской организации методом медиаанализа (на примере издательства «Бомбора») // МедиаVектор. 2022. № 6. C. 73–78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-deyatelnosti-izdatelskoy-organizatsii-metodom-mediaanaliza-na-primere-izdatelstva-bombora (дата обращения: 30. 01. 2025).

10. Аудитория девяти крупнейших социальных сетей в России в 2025 году: исследования и цифры. URL: https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ (дата обращения: 10. 02. 2025).

11. WebCanape : сайт. URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 09. 04. 2020).

12. Альшевская О. Н., Тарасова С. А., Пустотина А. Г. Региональные издательства: выход в виртуальное пространство (на примере издательств Новосибирска) // Гуманитарные науки в Сибири, 2017. Т. 24, № 3. С. 117–121.

13. Костенко И. В., Приймак А. А. Оценка соответствия желаемого образа издательства реальному в региональном медиапространстве посредством медиаанализа (на примере издательства-типографии «Ариал») // МедиаVектор. 2022. № 3. С. 65–70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sootvetstviya-zhelaemogo-obraza-izdatelstva-realnomu-v-regionalnom-mediaprostranstve-posredstvom-mediaanaliza-na-primere (дата обращения: 30. 01. 2025).

14. Ершова К. П. Бренд-менеджмент детских журнальных изданий // Сб. статей Междунар. научно-практич. конференции «Наука и практика: Актуальные вопросы, достижения и инновации» (Пенза, 30 мая 2024 г.). 2024. С. 110–112.

15. Аввакумова О. А., Черноморченко С. И. Идентичность и дифференциация бренда // Сборник статей Всеросс. научно-практич. конференции «Бренд-менеджмент пространств» (Тюмень, 23–24 апреля 2020 г.). 2020. С. 56–62.

16. Зылевич Д. П. Общая характеристика брендинга в издательском деле (Вопросы книгоиздания) // Текст. Книга. Книгоиздание. (Журналы ТГУ). 2019. № 19. С. 96–105.

17. Яненко М. Б. Управление брендами. Особенности брендинга в розничной торговле. Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. 55 с.

18. Исмагилова И. Л., Гильмутдинова Е. В. Визуальная идентичность бренда книжной продукции в России // Сборник трудов III Междунар. научно-практической конференции «Реклама, PR и дизайн в бренд-коммуникациях» (Москва, 25–26 апреля 2024 г.). С. 194–205.

19. Руководство по использованию айдентики Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина. URL: https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/brand/Aydentika_UrFU.pdf (дата обращения: 05. 02. 2025).

20. Бренд и символика // УрФУ [сайт]. URL: https://urfu.ru/ru/about/today/brand/ (дата обращения: 05. 02. 2025).

21. Логотипы институтов // УрФУ : [сайт]. URL: https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/brand/logotipy_institutov_2023.pdf (дата обращения: 10. 02. 2025).

22. Иванов А. Брендинг : учебное пособие. Комсомольск-на-Амуре : ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. 74 с.

23. Редакция ИПЦ УрФУ. URL: https://vk.com/riourfu (дата обращения: 05. 02. 2025).

24. Издательско-полиграфический центр УрФУ. URL: t.me/izdatelstvo_urfu (дата обращения: 05. 02. 2025).

25. Дворцова Н. П. Региональный конкурс «Книга года – 2015» и стратегия развития тюменского книгоиздания // Книга: Сибирь – Евразия (Труды I Междунар. науч. конгресса. Новосибирск, 1–3 сентября, 2016 г.) 2016. Т. 2. С. 353–356. С. 356.

26. Теплообменные аппараты в системах регенеративного подогрева питательной воды паротурбинных установок : учебное пособие / Ю. М. Бродов, К. Э. Аронсон, А. Ю. Рябчиков [и др.] ; [под общ. ред. К. Э. Аронсона] ; М‑во науки и высшего образования РФ. 2‑е изд., перераб. и доп. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2024. 228 с. C. 36, 91, 116, 154.

27. 70 лет исполнилось редакционно-издательскому отделу издательства вуза // Новости УрФУ : [сайт]. URL: https://urfu.ru/ru/news/49107/ (дата обращения: 05. 02. 2025).

28. Красная строка. Екатеринбургский международный книжный фестиваль : [сайт]. URL: https://linearubra.ru/?ysclid=m6rrf74247229355727 (дата обращения: 17. 02. 2025).

29. Зональная научная библиотека УрФУ // Новости УрФУ : [сайт]. URL: http://lib.ustu.ru/ (дата обращения: 05. 02. 2025).

30. Уральский полиграфический форум : [сайт]. URL: http://uralprintforum.ru/?ysclid=m6rus4b0o519634086 (дата обращения: 05. 02. 2025).


Рецензия

Для цитирования:


Плотникова И.Ю., Климова О.В. Нужен ли вузовскому издательству бренд? Анализ узнаваемости издательства УрФУ. Научные и технические библиотеки. 2025;(6):95-122. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-6-95-122

For citation:


Plotnikova I.Y., Klimova O.V. Do the academic publishers need branding? Analyzing the UFU Press’ visibility. Scientific and Technical Libraries. 2025;(6):95-122. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-6-95-122

Просмотров: 181


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)